Дерусификация в терминальной стадии: в Киеве зачищают Булгакова, Пушкина и Островского
Объявленная Путиным СВО, дала новое дыхание спавшей было на Украине волне переименований и сноса памятников. После 24.02. 2022 борьба с собственной историей, исторической памятью и корнями вошла в Незалежной в терминальную стадию.
Поскольку Ленины закончились, под снос пошли памятники советским воинам и деятелям уже не советской русской культуры.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
На Западной Украине были подчистую снесены все тамошние Пушкины и переименованы связанные с Россией объекты топонимики. В Днепропетровске жертвой этой кампанейщины также стали «российские названия», вплоть до улицы Абхазской.
И вот, логичной вишенкой на этом токсичном торте стал появившийся в СМИ проект решения Киевсовета о тотальной зачистке столичной топонимики и мемориального пространства от остатков советского и русского присутствия.
«Зарегистрировали проект решения о сносе 60 объектов, которые своим имперским клеймом отравляют наше городское пространство», – написала один из фронтменов этого процесса депутатка от националистической партии «Голос» Алина Михайлова.
Список подлежащих демонтажу по этому решению памятных знаков в Киеве, которые имеют отношение к России и СССР, внушителен: более 60 наименований.
Среди них памятники и мемориальные доски уроженцу Киева Михаилу Булгакову, Александру Пушкину, писателю Николаю Островскому, генералам Ватутину, Дмитрию Карбышеву, летчику Валерию Чкалову, премьер-министру царской России Сергею Витте, киногероям Глебу Жеглову и Владимиру Шарапову, чудом оставшийся бюст Ленина.
Также под снос определены: памятники Щорсу, Сидору Ковпаку, Зое Космодемьянской, Антону Макаренко, героям-комсомольцам, участникам Январского восстания рабочих завода Арсенал против петлюровцев в 1918 году, памятник украинскому и русскому рабочим, Аллея памяти героев, памятник экипажу бронепоезда «Таращанец», герб СССР на щите скульптуры «Родина-Мать», георгиевская лента в отделке станции метро Героев Днепра, мемориальные доски чещскому антифашисту Юлиусу Фучику, Ванде Василевской, Павлу Рыбалко, и даже замена цифры «1941» на «1939» на входе в Мемориал вечной славы.
Не трудно заметить – то, что началось сразу после госпереворота 2014 года под прикрытием декоммунизации и борьбы с советской идеологией, уже к концу каденции Порошенко плавно переросло в дерусификацию – то есть борьбу уже не только с советским, а с имперским и русским наследием, решительно со всем, что хоть как-то напоминало об общности исторических судеб территории нынешней Украины и населяющего ее народа с остальной большой Россией.
Связано это было с тем, что у декоммунизации обнаружились свои естественные пределы: стерев с исторического полотна советский слой, ретивые антикоммунисты обнаружили под ним не какую-то мифическую настоящую и свидомую Украину, а дореволюционную эпоху, не менее неразрывно связывавшую украинские земли с Россией в единое целое.
Вдруг выяснилось, что у очень многих попавших под каток переименований улиц, площадей и городов исторические названия все равно отсылают к общерусской истории. И волюнтаристская отмена советских имен по логике вещей означает возврат к именам, данным при основании. Кировоград становится Елисаветградом, а Днепропетровск – Екатеринославом.
Но такой поворот сюжета никак не устраивал свидомых идеологов. Так что борьбу с собственным прошлым пришлось расширять и углублять, копая вглубь веков в поисках «того самого» заветного момента, когда связующая украино-российская нить обрывается. Так на правобережье националистические копатели докопались до времен Речи Посполитой. Но с юго-востоком – землями исторических Новороссии и Слобожанщины – этот номер не прошел. До России там было Дикое поле, а практически все крупные и не очень крупные города были основаны русскими или же бежавшими от польского гнета под защиту московских царей украинскими казаками.
Не менее грустной для дерусификаторов была ситуация в Киеве. Его старый исторический центр, куда ни ткни, отсылает нас к временам старой княжеской Руси, когда территории нынешней Украины находились в одной стране с территориями нынешней РФ. А оставшиеся три четверти украинской столицы – это наследие «советской оккупации», огромные жилые массивы, станции метро и промзоны, построенные при СССР.
Иными словами, исконная киевская топонимика – либо русско-имперская, либо советская. Ни Петлюра, ни Бандера – ничего в Киеве, да и на остальной Украине, не построили.
Так что неудивительно, что вместо исторических Фундуклеевской и Бибиковского бульвара в Киеве появились проспект Бандеры и сквер «Героев Мариуполя». Исторический Елисаветград стал Кропивницким, а Екатеринослав калечным «Днепром».
Есть у этой украинской истории с переменованиями и важный урок для России. Ведь российское общество также расколото по топонимическому вопросу. Вспомним не такие уж давние ломания копий вокруг памятника Дзержинскому на Лубянке, станции метро «Войковская» или длительную тяжбу монархистов с коммунистами по поводу так и не состоявшегося переименования города Тутаева, названного так в честь героя-красноармейца, в Романов, в честь царей одноименной династии. Наконец, совсем свежую историю с переименованием проспекта Кирова в Саратове в честь Столыпина.
На фоне происходящего на Украине – продолжающаяся в РФ грызня между «белыми» и «красными» выглядит одновременно грустно, жалко и смешно. Потому что попадись участники этих реконструкторских боев в руки необандеровцам, их расстреляют у одной стенки. Потому что ненавистники России не делят русских по цветам.
В этом смысле нельзя не согласиться с мнением известного писателя и политика Захара Прилепина:
«Хотелось бы напомнить нашим товарищам и собратьям в России, по-прежнему всерьёз желающим декоммунизации, что вослед за Лениным, а также Жуковым, Карбышевым, Чкаловым и автором романа «Как закалялась сталь» Островским (бойцом Красной Армии, воевавшим в Гражданскую не столько с белыми, которых вообще, кажется, так и не встретил в бою, сколько с петлюровщиной) – неизбежно приходят за Пушкиным, Витте и всеми российскими императорами.
То упорство, с каким внутри России некоторые настаивают на продолжении Гражданский войны – на фоне происходящего в Киеве и на Украине – кажется и грустным, и неуместным».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: