Макей умер спустя несколько часов после информационной провокации
В Минске скончался, пожалуй, самый прозападный и один из самых влиятельных представителей белорусского истеблишмента. Министр иностранных дел Владимир Макей всего несколько месяцев не дожил до своего 65-летия, пенсионного возраста для чиновников Белоруссии. Макей – политический долгожитель. Продолжительность его присутствия на высоких государственных должностях уступает разве что самому Лукашенко. С 2000 по 2008 год Макей был помощником белорусского президента, потом возглавил его администрацию, а с 20 августа 2012 года отвечает за внешнюю политику. Дольше, чем Макей, не только должность главы МИД, но и вообще министерскую должность не занимал в республике, пожалуй, никто.
Макея называют архитектором белорусской многовекторности. Именно при нем эта политика достигла своего апогея, и даже после фактического банкротства этой политики в августе 2020 года он, подкорректировав риторику, остался у руля в МИД, обеспечивая формальные и неформальные контакты с Западом.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
Жизнь Макея тесно связана с Австрией. Будучи кадровым разведчиком в советское время, он сразу после распада Советского Союза оказался в Дипломатической академии МИД этой страны. Этот странный факт биографии не помешал ему сделать головокружительную карьеру сначала в белорусском МИД, а потом и в окружении Лукашенко. Но, даже оказавшись на самом верху в иерархии белорусской дипломатии, Макей не утратил связь с Австрией. Его сын от первого брака Виталий долгое время работал секретарем белорусского посольства в Вене.
Смерть Макея была стала большой неожиданностью. О каких-либо серьезных проблемах министра со здоровьем публике известно не было, и до последних часов он сохранял высокую активность. Еще вчера он встречался с нунцием Ватикана Анте Йозичем, а на понедельник была запланирована встреча с Лавровым. Такая внезапная смерть знакового министра не могла не возбудить конспирологов. Украинские и белорусские медиа тут же начали выдвигать свои версии. Вспомнили и «Новичок», и Петрова с Башировым, и много чего еще.
Масла в огонь добавил и опубликованный накануне конспирологический текст американского аналитического центра «Robert Lansing Institute for Global Threats and Democracies Studies». В своей анонимной публикации американцы бездоказательно заявили о планах Кремля ликвидировать Лукашенко и принудить белорусскую армию вступить в военные действия против Украины. Возможным «преемником» Лукашенко они назвали бывшего генсека ОДКБ Станислава Зася и одно это уже многое говорит о качестве аналитики – поляка Зася сложно назвать пророссийским деятелем. Текст остался бы незамеченным, если бы не утверждения о том, что эмиссары Макея продвигают нарратив персональной укрозы для Лукашенко со стороны Кремля, убеждая западных собеседников в необходимости спасения «Батьки» от Путина. Спустя несколько часов после того, как это появилось на оппозиционных инфопомойках, Макей умер.
По информации, пока не подтвержденной официально, Макей «сгорел на работе», у министра случился инфаркт. Но, даже, если этот факт будет подтвержден, конспирологи не успокоятся. Слишком удобна для недоброжелателей Белоруссии и Союзного государства версия отравления «агентами Кремля» архитектора белорусской многовекторности.
Макей умер. Умрет ли многовекторность? Окончательно – вряд ли. Слишком укоренился в белорусском истеблишменте принцип «ласковое теля двух маток сосет», и даже события последних двух лет не стали достаточным уроком. Но перемены в белорусской внешней политике будут – сопоставимого с Макеем многовекторного хитреца в обойме Лукашенко просто нет.
Сейчас в качестве возможного преемника Макея называются два человека. Первый – бывший посол в Турции, а ныне председатель парламентской комиссии по международным делам Андрей Савиных. Второй – заместитель главы МИД Юрий Амбразевич.
Если министром станет Савиных, он, вероятно, постарается продолжить линию Макея. В свою очередь Амбразевич – в большей степени пророссийская фигура. Впрочем, решающее слово в кадровых вопросах остается за Лукашенко, а он может и удивить.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: