Петлюра перед судом истории
25 мая 1926 года в Париже, на углу бульвара Сен-Мишель и улицы Расина, один эмигрант из России публично застрелил другого… А 16 октября 1946 в Нюрнберге по приговору международного трибунала были повешены главари нацистского режима Германии.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор – Киев» в Facebook, Одноклассниках или Вконтакте
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
Что общего между этими событиями? – Главное! Суд истории свершился, покарав тех, кто был повинен в военных преступлениях и преступлениях против человечности.
Только в первом случае орудием справедливости стал человек, понесший страшные утраты во время Гражданской войны на Украине, решивший покарать их виновника – Симона Петлюру. Во втором же – впервые в истории человечества осужден был бесчеловечный режим, развязавший мировую войну и установивший человеконенавистническую диктатуру на территории Германии и захваченных ею стран.
Имена казненных нацистских преступников известны, и любые попытки реабилитировать их жестко пресекаются. А деятель, покровительствующий погромам на Украине – сегодня превознесен правящей хунтой как «национальный герой». Его имя носят улицы, его прославляют учебники истории… Так кем же он был, главный атаман и диктатор Украины Симон Петлюра?
«Случайный, незначительный и вредный человек»
Именно так характеризует его в своих мемуарах Владимир Винниченко,один из лидеров Центральной Рады и недолгий глава Директории УНР. Вторит ему и соратники по Украинской социал-демократической партии, быстро разочаровавшиеся в присвоившем диктаторские полномочия «головном атамане», подчеркивая его властолюбие, беспринципность и слабость как политика.
«Случайный, незначительный и вредный человек», – так отзывался о Петлюре его бывший соратник, один из лидеров Центральной Рады Владимир Винниченко (слева).
…Он родился в Полтаве в 1879 году в мелкобуржуазной семье. Изгнанный из духовной семинарии за участие в социалистической Украинской революционной партии, этот малообразованный деятель был типичным «середнячком»-провинциалом, не выделявшимся из серой полуинтеллигентной среды.
Он не подвергался серьезным преследованиям «царских сатрапов», ухитряясь издавать проукраинскую газету в… Москве, служил бухгалтером, а во время Первой мировой войны – стал «земгусаром» – функционером Союза земель и городов, организации, призванной обеспечивать помощь фронту, не плохой имущественной организации.
Заметим, что ни РУП, ни партия, к которой примкнул Петлюра позже – Украинская социал-демократическая, не ставили своей целью «самостийность», ограничиваясь требованиями автономии в составе России. Его «звёздный час» настал после Февральской революции. В нём проявился дар демагога-агитатора, сумевшего бурной риторикой приобрести популярность у солдат.
Формально поддерживая Временное правительство, фактически Петлюра, возглавивший Украинский головной военный комитет, делал всё для развала армии, ставя целью не повышение дисциплины, но «украинизацию» – создание частей по национальному признаку.
Уже при недолгой власти Центральной Рады все эти “вольные казаки” начали кровавую волну еврейских погромов, ознаменовавших петлюровщину. Особенно это усилилось после переворота гетмана Скоропадского, когда развернулась атаманщина-партизанщина, вобравшая в себя все ужасы украинского бунта, ещё более бессмысленного, чем русский.
Еврейские погромы деятелями петлюровщины проводились планомерно и методично.
За всё время революции и Гражданской войны на Украине произошло более 1500 еврейских погромов, унесших жизни по разным данным от 50 тысяч до 500 тысяч человек, большинство их которых было евреями. И больше половины из них – дело рук петлюровцев и примыкавших к ним «зелёных».
Причем, если деникинцы и красные, тоже, отнюдь не святые, старались пресекать эти безобразия, жестоко карая виновных, то Петлюра, интригами завоевавший диктаторские полномочия в Директории, на все упреки соратников отвечал: «А почему они (евреи) не помогали нам бороться с гетманщиной?».
Эта фраза, приведенная Винниченко, фигурирует во множестве иных воспоминаний деятелей украинской революции.
А когда от него требовали пресечь погромы и наказать их зачинщиков – Петлюра отвечал в стиле: «не ссорьте меня с армией». А то и – «пусть хлопцы погуляют». «Гульба» атаманов в стиле жуткого полковника Болбочана (прообраз атамана в «белой гвардии»), разогнавшего в 1919 году рабочий (проукраинский!) съезд в Харькове и… высекшего в Полтаве крестьянских (проукраинских!) делегатов, в еврейском вопросе выражалась в чудовищных формах.
Садист-петлюровец Петро Болбочан. Именно его Булгаков изобразил под именем Болботуна – командира 1-й конной петлюровской дивизии – в «Белой гвардии».
Садист-атаман Семесенко только в одном Проскурове вырезал более полутора тысяч евреев, причём, зверски зарублен был даже православный священник, пытавшийся защитить невинных людей.
Изощренный изверг атаман Козырь-Зирка, лютовавший на Волыни, превращал массовые убийства в зрелища, заставляя евреев петь и плясать перед лютой смертью. С не меньшей ненавистью относился он и к «москалям». И практически – никто из этих извергов не понёс наказания.
Не без сарказма Винниченко пишет о том, что отъявленному реакционеру Болбочану «социалист» Петлюра спускал с рук любые антинародные репрессии, а за попытку захватить власть – расстрелял практически без суда и следствия…
Число жертв еврейских погромов на Украине, подстрекал на которые Петлюра своих гайдамаков (участвовали и другие воинско-бандитские формирования), равно десяткам тысяч человек.
И пророческой стала фраза однопартийца Петлюры, украинского социал-демократа Чикаленко: «Они задушат украинскую свободу в еврейской крови». Они – это выращенная Петлюрой свора убийц, похожая не на регулярную армию, но на… своих прототипов – запорожцев, даже в лучшие свои времена бывших лишь сугубо вспомогательными войсками, да гайдамаков – и вовсе, способных только резать беззащитных людей. Воинство «головного атамана» было бито всеми – от красных и махновцев до деникинцев. И карьера самого Петлюры, предавшего всех и потерпевшего крах, закончилась закономерно – выстрелами Шварцбарда.
Приговор истории
Суд над Самуилом Шварцбардом с первых минут стал судом… над Петлюрой и петлюровщиной. И дело не в том, что поэт и революционер, убивший беглого диктатора, был ещё и героем Первой мировой войны, храбро сражавшимся в рядах французского Иностранного легиона и получившим его высшую награду – Военный крест. Ведь этот уроженец Измаила объяснил свой поступок тем, что хотел покарать виновника чудовищных еврейских погромов. А его адвокаты доказали: ПЯТНАДЦАТЬ человек из числа родственников Шварцбарда стали жертвами петлюровщины. Были оглашены чудовищные подробности геноцида, ужаснувшие весь мир.
На защиту обвиняемого встали знаменитые деятели культурыи науки – Ромен Роллан и Максим Горький, Альберт Эйнштейн и Поль Ланжевен. А сторона, представлявшая Петлюру, – не смогла доказать не только то, что он не отдавал прямых приказов о погромах, но и подлинность его «антипогромных» документов, явно составленных уже после страшных событий, и не имевших подписи «головного атамана».
Суд присяжных Франции оправдал Самуила Шварцбада, застрелившего Симона Петлюру, фактически вынеся приговор самому Петлюре
Суд присяжных полностью оправдал Шварцбарда, фактически вынеся приговор и Петлюре, и агрессивной ксенофобии. Он мог бы стать уроком тем, кто прямо или косвенно поощрял преступления против человечества. Но уроки истории тем и страшны, что никого не учат. А деятели, ставящие во главу угла «национальную идею», а не гуманистические ценности – снова и снова приносят в жертву своим амбициям тысячи и миллионы жизней.
Дальше была недолгая, но страшная эпопея германского нацизма, закономерно приведшая к «Нюрнбергскому эпилогу». Но и он ничему не научил наших последышей Петлюры.
Но настанет день нового суда. Суда сурового, но справедливого.
Обязательно настанет!