Санду или Стояногло: кто из кандидатов ближе к победе?
Кандидаты в президенты Молдовы Майя Санду и Александр Стояногло вышли на последнюю стометровку – в грядущее воскресенье состоится второй тур выборов.
Каковы позиции соперников перед финальной битвой, повлияют ли прошедшие дебаты на восприятие кандидатов избирателями, в том числе неопределившимися? Об этом говорят эксперты, которых опросил «ПолитНавигатор».
Александр Кориненко, политолог:
– Прошедшие дебаты мало повлияют на процент неопределившихся, так как после первого тура осталось немного таких, кто еще не знает, за кого будет голосовать. В первом туре по Санду был нанесен мощный удар, потому что ее команда рассчитывала на победу с ходу и головокружительный процент тех, кто поддерживает поправки в Конституцию, но из-за подхалимов, которые пели оды действующему президенту и рисовали эти проценты, все провалилось.
На второй тур как таковой стратегии у них нет. Сейчас они истерично ищут голоса для второго тура. Единственное, в чем социологи не ошибались, – антирейтинг Санду в 60%, что мы и увидели в первом туре. У Стояногло есть ресурс для роста – это протестный электорат, который будет голосовать не столько за кандидата Александра Стояногло, сколько против Майи Санду.
Действующему президенту остается надежда только на диаспору, ресурс которой тоже вполне исчерпаем, власть надеется, что к урнам придет более 350 тысяч граждан, что в нынешних условиях невероятно.
Важно, как поделится электорат Ренато Усатого, который набрал в первом туре более 13% голосов. В основном это граждане, которые хотят кардинальных перемен, обещанных Усатым, но, наверное, они смогут принять и умеренные реформы Александра Стояногло. Часть электората Усатого поддержит и Санду – это те, кто хотел «наказать» ее в первом туре, но боятся смены геополитического вектора, которым запугивает электорат сама Санду. Большой минус для действующего президента – это то, что ее сторонники начали активную травлю оппонентов. Думаю, что, если команда Стояногло не совершит фатальных ошибок за эту неделю, то у нас после 3 ноября в стране будет новый президент.
Игорь Тулянцев, руководитель общественного республиканского совета «За свободную Родину»:
– На прошедших дебатах, с моей точки зрения, был более убедительным Александр Стояногло. Он выступал аргументированно, уверенно, оперируя фактами, задавал конкретные вопросы по существу. Хотя во многом и не додавил нынешнего президента, которая виляла как уж на сковородке.
Майя Санду выглядела агрессивной, нервной, растерянной. Распространяла откровенные слухи, вдалбливала пропагандистские нарративы, как по темнику, пытаясь опять сыграть на страхах общества: танки, ракеты, оружие, война. Ни одного ответа по существу. Но, собственно говоря, оно и понятно: ей нечего было ответить. Ибо ни одного своего обещания, данного перед прошлыми выборами, Санду не выполнила.
Да, действительно, многие ждали, что дебаты будут более яркими. Но ведь это не боксерский поединок. Тут никому шоу не нужно. Встретились люди, которые должны четко ответить на вопрос: как будет развиваться Молдова после 3 ноября.
Молдова станет свободной страной или колонией определенных групп влияния? На данный момент, считаю, наша страна стала заложницей личных интересов группировки Санду. И поэтому ситуацию нужно менять. Если все, кто в первом туре заявил себя как оппозиционный политик, поддержит во втором Стояногло, то сомнений нет – он следующий президент. И это даже с учетом массовых фальсификаций со стороны власти.
Если же так называемые оппозиционные политики решат, что им по пути с Майей Санду и перед вторым туром вильнут хвостом, даже промолчав, то сфальсифицировать выборы нынешнему режиму будет намного проще.
Анатолий Дирун, политолог:
– Приглашая Александра Стояногло на дебаты, команда Майи Санду прекрасно понимала, что от результатов этой публичной дискуссии будет во многом зависеть поддержка действующего президента внутри страны.
Главная проблема Майи Санду заключается в том, что в агитации за продвижение референдума по изменению Конституции ее политтехнологи упустили из вида необходимость обеспечения поддержки со стороны так называемого правоцентристского избирателя. Эта категория молдавского электората представляет собой политическое «болото», но именно от него зависит, кто возьмет верх в традиционном противостоянии между правыми и левыми кандидатами.
Исключение Игоря Мунтяна, лидера партии CUB, жесткая оппозиция со стороны Иона Кику и Андрея Нэстасе стали серьезным сигналом, что небольшие рейтинги этих политиков не так важны, как их жесткая непримиримая позиция по отношению к своему, казалось бы, естественному союзнику – Майе Санду.
В свою очередь, антирейтинг Санду, феномен, который еще предстоит проанализировать, конечно, играет на руку Александру Стояногло. «Молчаливому большинству» совершенно все равно, как выступил экс-прокурор на этих дебатах. Это большинство больше не хочет, чтобы партия власти говорила от его имени, прикрывалась им. Такая предвыборная ситуация создает серьезные поствыборные риски.
Если Майя Санду одержит победу исключительно за счет голосов диаспоры, то формально она будет считаться победителем, но политически это будет поражение. В Молдове фактически наступит двоевластие, тое есть кризис власти.
Конечно, Александру Стояногло предстоит еще много сделать, чтобы обеспечить победу внутри страны, и от этой мобилизации оппозиции будет зависть не только итог президентских выборов, но и вопрос проведения парламентской кампании.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: