Сербский историк: «Раскачивая ситуацию в Черногории, Запад вернулся к клише времен Крымской войны»
Борясь с сербским православием, черногорский режим заявляет, что борется с «российским влиянием на Балканах».
О том, что такой безответственный и лицемерный политический подход создает взрывоопасную ситуацию, и об истории антисербских провокаций на Балканах «ПолитНавигатору» рассказал историк, член-корреспондент Сербской академии наук и искусств, экс-посол Сербии в России Славенко Терзич.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
– На ваш взгляд, как можно охарактеризовать происходящее в последнее время в Черногории, в первую очередь, аресты духовных лиц СПЦ?
– Я считаю, что ситуация взрывоопасная, на наших балканских просторах я не помню, чтобы кто-то арестовывал митрополитов, сажал в тюрьму не только владык, но и священников. Разве что турки еще в 1821 году повесили Вселенского патриарха Григория в Константинополе, но это уже тогда считалось ужасным варварством. Так что то, что происходит сейчас в Черногории – беспрецедентно.
Со стороны властей там оказывается очень серьезное давление на Сербскую православную церковь, суть этого давления – программа вытеснения всяческого влияния сербского народа и СПЦ, а также «русской силы», и расширение влияния так называемой Черногорской православной церкви, хотя эта организация не является настоящей церковью (не признана православным миром и официально зарегистрирована как общественная организация – ред.).
Давление это идет довольно давно – около последних 30 лет и даже больше, с приходом режима Джукановича, который начал курс на отделение Черногории от Сербии. А в данной ситуации конфликт спровоцировало принятие правительством и парламентом Черногории нового закона «О свободе вероисповедания», который в том числе направлен на изъятие имущества СПЦ.
Абсурдно, но от церковных иерархов требуют документы, подтверждающие их права на монастыри XI-XII века… И, если они их не предоставят, грозятся отобрать.
Президент Джуканович всеми силами пытается удержать власть, ведь в стране растет огромное недовольство, в первую очередь, тяжелой экономической ситуацией – все крупнейшие заводы, в том числе металлургический в Никшиче, алюминиевый в Подгорице – закрыты. Основой доход стране приносил только туризм, но в связи с пандемией и он под угрозой… Местные жители недовольны политикой властей, в особенности на севере, где нет ни промышленности, ни туризма…а там, в основном, около Херцег-Нови, и проживает большая часть сербского населения страны.
– Откуда же пришла эта антисербская идея?
– Хочу особо подчеркнуть, что сербский народ Черногории не является пришлым элементом, сербы этой страны проживают на этой земле столетиями, потому что сама Черногория – это учрежденное сербами государство, и всегда так считалось в европейской, сербской, русской исторической науке. И в самой Черногории никто никогда не думал об этом, что она не является сербским государством, черногорцы не являются сербским народом, до момента, как в конце 20 века не появилось независимое государство Черногория.
До этого всегда считалось, что были два сербских государства: Сербия и Черногория. Новую черногорскую нацию вырастили по коммунистическому методу (как в свое время украинцев и белорусов в СССР – ред.) после Второй мировой войны. Ведь и сама демократия в стране появилась только в 1905 году, когда князь Никола, бывший к тому же и генералом-фельдмаршалом Российской императорской армии и единственным королем Черногории, создал первую Конституцию.
Никто сейчас в сербском обществе не имеет ничего против Черногории как государства – они отделились, хотя я лично могу сказать, что этот референдум не был легитимным и законным, потому что граждане Черногории, около 300 тысяч, которые проживали в Сербии, не могли проголосовать на нем.
Другие уроженцы, черногорцы – например, мусульмане-бошняки, живущие в Турции, диаспора из Западной Европы, или даже албанцы, живущие в США – они могли высказать свое мнение, а мы, которые родились в Черногории, но проживаем 20-30 лет в Сербии, не могли проголосовать.
И это было очень серьезное нарушение. Но, несмотря на это, сейчас никто не только из Сербии, но и извне, не ставит под вопрос черногорскую независимость и государственность. Но остро стоит другой вопрос – почему сербы в Черногории должны быть людьми второго сорта, не иметь все нормальные права, которые имеют другие народы в этой стране?
Тем более, что сербы в Черногории не являются меньшинством, они являются государствообразующим народом этой республики, потому что сербский народ создавал это государство, и это неоспоримый факт – даже черногорские источники об этом пишут.
– На чем основываются действия сегодняшней черногорской власти? Были ли подобные прецеденты в истории?
– Сегодня идет очень сильная пропаганда. Мне кажется, если русский читатель хочет узнать, в чем суть этого конфликта, он может посмотреть на Украину: новые учебники по истории, новая литература, новые учебники языка и тому подобное. Лозунг, что сербы якобы оккупировали Черногорию, навязывали православие – все это уже известно, и подобное не в первый раз в мире происходит.
И даже во время Второй мировой эти лозунги тоже существовали – об этом много писали черногорские усташи – Савич Маркович Штедимлия, сторонник хорватизации страны, и Секула Дрлевич, эти «работы» и сегодня можно прочитать.
Хотелось бы, чтобы сербский народ и СПЦ в Черногории были в полной мере полноправными, наравне со всеми другими конфессиями и народами, которые населяют эту страну, сербы ничего более не хотят.
Я боюсь, что, если не будет благоразумия и трезвого отношения у властей страны, этот конфликт будет только углубляться. А мне, как и многим людям, хотелось бы, чтобы Черногория была спокойным стабильным европейским государством.
– Я знаю, что именно Вас этот вопрос волнует в первую очередь, потому, что Вы сами родом из Черногории?
– Да, я родился на севере страны в Старой Герцеговине близ города Плевля. Поэтому мне не все равно. Хочу еще заметить, что первая сербская гимназия была открыта в Плевле в 1901 году, а тогда это еще была Османская империя. А до этого в 1889 году в Плевле было создано Сербское певческое общество «Братство»…
Вы не можете за одну ночь из народа, который столетиями, более восьми веков, жил здесь, создать какой-то другой народ и доказывать, что сербы были оккупантами, они навязывали православие, угнетали черногорцев и так далее. Это не так. В подобных заявлениях нет никакой связи с серьезной наукой, фактами, это просто политическая пропаганда, за которой стоят большие центры влияния на Западе.
– Давайте остановимся на этом вопросе подробнее: насколько заметен в этой истории западный или американский след? Ведь речь тут идет и о вытеснении России с Балкан…
– Вы знаете, что касается литий и молебнов, что идут во всех городах Черногории, внутренних протестов – я не вижу никакого иностранного вмешательства. Напротив, я четко вижу его в лозунгах власти, в ее клише, стереотипах, что якобы Россия и Сербия пользуют СПЦ в Черногории, чтобы расширить свое влияние и вести некую подрывную деятельность. Это абсолютно, стопроцентная пропаганда, которая не имеет никаких оснований. Это продолжение линии пропаганды, которую мы наблюдаем столетиями.
Как историк, я пишу сейчас книгу «Россия и Балканы в XIX- начале XX столетия», и могу сказать, что и в начале XIX века были лозунги о русской угрозе в регионе: после Крымской войны, когда вся Европа воевала против России, и после Берлинского конгресса…
После объединения Германии, развала СССР и Югославии эти клише были использованы вновь. И все это придумывалось, чтобы навсегда, как они говорят, вытеснить русское влияние с Балкан и автоматически сократить влияние Сербии в регионе. Ведь любое проявление заботы властей Сербии о своих гражданах, например, в Боснии, или в Косово, или в Черногории сразу же порождает заявления властей этих стран, что это якобы «великосербская пропаганда, великосербские амбиции»…
Хотя, чем больше они кричат о великосербском влиянии, тем сербский мир становится все меньше. До гражданской войны в той же Хорватии сербы составляли до 15% населения, а сейчас они полностью этнически вычищены оттуда, сербов нет в боснийском Сараево, очень мало сербов осталось на территории Косово и Метохии.
Под лозунгом борьбы с «великосербскими идеями» идет настоящая борьба против сербов и их вытеснение с исторических мест обитания.
Европе, НАТО до Черногории мало дела – им лишние проблемы не нужны. Когда началась эпидемия коронавируса в стране, черногорские власти обратились за помощью к НАТО, отправив в Брюссель огромный список необходимых средств. И что? НАТО какую-то незначительную часть обеспечило, и все.
Поэтому, возвращаясь к сложившейся ситуации, могу сказать, что она очень взрывоопасна. Сербский народ там, без какого-либо иностранного влияния, стойко держится, он не угрожает Черногории как государству, не имеет ничего против него, он борется только за свои основные гражданские права, включая и право иметь национальную церковь, которая существует уже более 800 лет на этой земле, свою историю, свой язык…
Сербский народ выступает против проекта денационализации. Это нормальная, естественная борьба в данной ситуации – она идет за само существование сербского народа.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: