Виктор Алкснис: “Украина – это только начало гигантских потрясений”
Авиационный инженер и блестящий офицер. Легендарный Полковник Алкснис, не пожелавший присягать дважды. Он видел, как зарождалась катастрофа, в которой мы сегодня живём. Как её программировали и перекладывали на плечи следующего поколения. И как бизнес-элиты, даже сейчас, личную выгоду ставят выше национальных интересов.
Сможем ли мы не допустить прошлых ошибок? Сумеем ли вернуть Мир в равновесие? Об этом и просто о сентиментальном с Виктором Алкснисом говорил обозреватель “ПолитНавигатора” Валентин Филиппов.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор – Киев» в Facebook, Одноклассниках или Вконтакте
Валентин Филиппов: Здравствуйте, Виктор.
Виктор Алкснис: Добрый вечер.
Валентин Филиппов: Товарищ полковник, подскажите такую штуку, когда-то в девяносто первом году, в девяностом, нам говорили, что мы спаслись от большой гражданской войны. Не кажется ли Вам, что сейчас та, Большая Гражданская Война, именно в Советском Союзе, начинается на территории Украины….
Виктор Алкснис: Вы совершенно правы. Я об этом и говорил. Ещё двадцать лет назад, что так просто развалиться огромная страна не может. Что нас ждут впереди крупные большие проблемы и катастрофы. Была ситуация отложенной катастрофы.
То есть, катастрофа была запрограммирована, она просто в силу каких-то обстоятельств, политических, экономических, она просто была отложена. Но то, что эта война неизбежна, она должна была произойти, это было ясно и тогда, в девяносто первом году. И, к сожалению, ситуация с Украиной – это только начало очень серьёзных гигантских потрясений на бывшем постсоветском пространстве.
Я не исключаю, что следующей полыхнёт Средняя Азия. Там будет – мало не покажется никому. И даже та трагедия, которая сейчас происходит на Украине, скажут, что это детские невинные шалости, по сравнению с тем, что ещё произойдёт.
Хотя, Украина ещё тоже…. Гражданская война ещё не закончилась. Тоже ещё вся впереди. Потому что вот, так вот законсервировать нынешнюю ситуацию на Украине – не удастся никому. Как бы этого ни хотели политики и на Украине, и в России, это уже невозможно. Раскол произошёл. И теперь соединить его в единое целое уже не удастся.
Валентин Филиппов: Что происходит в Средней Азии, нам не до конца понятно. Нам не понятно, чего там хотят люди. Чего там хотят элиты. И какие там сферы влияния кто делит. Мы больше смотрим на европейскую часть бывшего Советского Союза.
Ситуация в Вашей родной Прибалтике….
Там всё время, всё-таки, какая-то напряжённость.
Там не может полыхнуть?
Виктор Алкснис: Нет. Прибалтику, как раз, я исключаю. Поскольку Прибалтика, мне кажется, это регион, где наименее возможны какие-то события. Связано это с тем, что, во-первых, активная часть русскоязычного населения, которое могло бы выступать инициатором этих процессов, оно покинуло территорию Латвии, перебравшись или в Россию, или в Евросоюз, остальная часть населения живёт по принципу «лишь бы не было войны». В том числе и русскоязычное население. И, поэтому, вряд ли можно ожидать, что в Прибалтике может что-то произойти, какой-то взрыв, или что-то такое….
Валентин Филиппов: Я иногда слежу, больше за Эстонией. Я смотрю, как грузопоток падает, и как через Таллинн перестаёт идти, и начинает идти через Усть-Лугу, тут же европейские СМИ начинают кричать о возможной российской агрессии. О вторжении. И тут же какие-то танки привозят в Таллинн, тут же какие-то учения проводят в Прибалтике.
Это что?
Это просто игра такая?
Виктор Алкснис: Нет, это не игра. Это всё то, что называется «приближение НАТО к границам России». Что используются любые поводы, чтобы передвигать военную структуру, как можно ближе к границам России.
Я вот никогда не мог себе представить, что на аэродроме Эмари под Таллинном, на котором мне приходилось неоднократно бывать по служебным делам, в командировках, я там раз в месяц бывал, будет базироваться НАТОвская авиация, и это будет один из тех аэродромов, откуда моей стране будет грозить реальная военная угроза. Не забывайте, что подлётное время самолётов ударных с аэродрома Эмари до Санкт-Петербурга, буквально, десять-пятнадцать минут. И это серьёзная, реальная угроза. Или запуск тех же крылатых ракет. С этого аэродрома или с этой территории, это всё тоже очень и очень серьёзно.
Валентин Филиппов: Что собственно для России Прибалтика? В чём экономика Прибалтики?
Прежде там был какой-то промышленный комплекс, который давно уже не работает, и плюс к этому, это транспорт. Транспортный узел.
Транспортный узел постепенно переносится на территорию Российской Федерации, благо, есть побережье Балтийского моря своё. И с какого-то момента весь смысл существования Прибалтийских стран – это просто плацдарм НАТО и просто плацдарм Евросоюза. Но никакой экономической выгоды для Евросоюза, например, от существования в составе трёх Прибалтийских государств я не наблюдаю.
В чём же прикол?
Виктор Алкснис: Понимаете, тут, в чём есть противоречие….. С одной стороны, вроде бы, действительно Россия переводит весь транзит, а Прибалтика, в первую очередь, как транзитная территория для российских грузов, но реальные цифры товарооборота, например, между Россией и Латвией демонстрируют ежегодное значительное приращивание. И у меня вопрос – как так?
Формально мы сокращаем транзит через Латвию, а товарооборот с Латвией растёт. Невзирая на все антироссийские шаги руководства Латвии, на ущемление прав русскоязычного населения, и для меня это немножко….
Когда я пару дней назад… Есть интервью посла России в Латвии, господина Вишнякова, это бывший председатель центризбиркома российского, я с удивлением прочитал, что он с большим позитивом говорит, что как хорошо, что мы наращиваем товарооборот между нашими странами, что мы торгуем, мы увеличиваем, каждый год сколько-то процентов этого прироста…. Думаю – как же так? Ты – посол! Должен был в первую очередь сказать, что, грубо говоря, с фашистами не торгуем. Или, я может…
Валентин Филиппов: А за счёт чего?
Виктор Алкснис: Да за счёт того же сырья. Всё сырьё.
Валентин Филиппов: Мы им продаём сырьё?
Виктор Алкснис: Через их порты. Через Вентспилс, через Ригу продолжаем гнать на Запад сырьё. Продолжаем. И вот я наблюдаю, я живу на белорусской ветке, но идут по белорусской ветке грузы на Ригу. Я вижу какие огромные составы с нефтепродуктами идут по направлению на Латвию. На Латвию, на Литву. В том направлении. Тогда возникает вопрос… А у нас как? Те люди, которые зарабатывают сегодня миллиарды долларов на этом транзите, они являются российскими гражданами? Они выполняют установки президента? Правительства? России….
Валентин Филиппов: Ну, закон не запрещает.
Виктор Алкснис: Ну, вот. Поэтому, когда на словах, вроде, говорят, что мы заставим ту же Прибалтику, ну, не голодать, но поставим её на колени, то, на самом деле, всё это не так. Формально, на государственном уровне, принимается решение о прекращении такого транзита, но пока, к сожалению, до этого не доходит….
Валентин Филиппов: Ещё пошёл разговор, что Украина зачахнет, Украина рухнет, потому, что Россия сказала: «нет, и всё».
Если от маленькой Прибалтики России не хватает организованности отказаться, хотя это простые не большие потери, так может от Украины тоже отказаться-то и не смогут, если будет возможность зарабатывать?
Виктор Алкснис: Так от неё и не отказываются. Я могу сказать, что бизнес-сообщество Российское, оно крайне не довольно тем, что Украина выпадает из числа наших торговых партнёров. И крайне неудовлетворительно относится ко всем этим политическим решениям, связанным с тем, что «а ля гер ком а ля гер».
Если проводится враждебная по отношению к России политика, то надо лишать каких-то экономических преференций. И бизнес-сообщество, оно готово любой ценой добиться, что б всё это продолжалось, наплевать им на то, что происходит в российско-украинских отношениях. Всё, что происходит с войной в Донбассе. Всё, что происходило в Одессе с Домом Профсоюзов. На это им наплевать. Для них главное – деньги.
Понимаете, беда большинства наших российских предпринимателей, особенно, крупного …. у них нет Родины. Они не ощущают себя, что они россияне, граждане России, что у России есть свои национальные интересы. И эти интересы надо обеспечивать и защищать.
Валентин Филиппов: Не, ну украинские олигархи, интересуясь прибылью, сумели стать нацистами, даже будучи евреями….
Виктор Алкснис: Ну, понимаете, в чём дело, есть существенное отличие между украинскими и российскими олигархами. И в ситуации на Украине, и в России. На Украине проводится много более жёсткая национально-ориентированная политика. В России этого нету. В России, к сожалению, учитывая то, что большинство представителей элиты имеют недвижимость, дети их учатся там, на Западе, то при любом раскладе для них Лондон, Вашингтон и Париж намного дороже, чем Москва, Новосибирск и Екатеринбург. Они всегда готовы, уже там создали свои запасные плацдармы на Западе, и в случае чего, они хотят перебраться туда. И жить там.
Валентин Филиппов: То есть, в Россию ездим, как на работу 🙂 Да?
Виктор Алкснис: Да! И в этом отличие наших олигархов от украинских. Как бы там ни было, украинские олигархи, возьмём того же Коломойского…..
Валентин Филиппов: Не, ну они тоже живут за границей, у них дом за границей, и тоже на Украину ездят на работу…
Виктор Алкснис: Но при этом, обращаю Ваше внимание, Коломойский, по сути дела, выступает с позиции ярого украинского националиста.
Валентин Филиппов: Ну, он выступает с позиции того, что выгодно Западу, где у него дом.
Виктор Алкснис: Но, как бы это ни было, это совпадает с позицией такого защитника самостийности и незалежности. А у нас же получается так, что господин Греф, который возглавляет СберБанк России, практически государственную структуру, отказывается заходить в Крым и открывать там отделения Сбербанка!
Валентин Филиппов: Это правда. Я живу в Крыму.
Виктор Алкснис: Ну, вот. И я тогда спрашиваю: – А Греф, он что? Он вне закона? Он стоит над законом? Почему? Есть Конституция. Нельзя попирать права граждан. Тем самым, что СберБанк, государственный банк России, практически, не открывает свои отделения в Крыму, тем самым он ущемляет права российских граждан.
Да, если бы Крым был непризнанной территорией, наподобии Приднестровья или Донбасса, это одна ситуация. Но Крым является субъектом Российской Федерации, и при этом российская структура, она коммерчески-государственная структура, она отказывается… он официально заявляет, что он не будет…
Валентин Филиппов: Хорошо, ну, Греф – это СберБанк. А что у нас РЖД? РЖД у нас тоже чьё-то?
Виктор Алкснис: Вот это и удивительно! Российский крупный бизнес может игнорировать общую политическую линию и вести себя так, как он хочет.
Валентин Филиппов: Ну, я должен в защиту российского бизнеса сказать, что благодаря российскому бизнесу у бойцов Новороссии появилось много оружия. Не от государства, а от российского бизнеса 🙂 Поэтому, бизнес в России тоже очень разный.
Виктор Алкснис: Но я думаю, что это больше речь идёт о среднем бизнесе. Вот, да. В мелком и среднем бизнесе, да. Там – конечно!
А вот напрячь крупный бизнес, это может только государство. То есть, я так понимаю, что государство дало команду. Господину Иванову-Петрову-Сидорову. Который является миллиардером и входит в список… там… кого? Форбса или как? Дал команду, что вот ты берёшь на своё содержание такую-то структуру или отрасль. И он вынужден действовать. Но, повторяю. Не все так действуют. Некоторых, например господина Грефа, нельзя заставить, что б он открыл отделения Сбербанка в Крыму.
Валентин Филиппов: Да, нельзя. И, между прочим, страдают от этого не только граждане России, которые с “не совсем правильными паспортами, выданными в Крыму”, но и отдыхающие из Москвы и Петербурга, которые приезжают в Крым со своими карточками, и выясняется, что…
Виктор Алкснис: Серьёзные проблемы 🙂
Валентин Филиппов: Раньше они понимали, что в Крым надо ехать с пачкой долларов, сейчас они приезжают с российской карточкой и думают, где перезанять денег 🙂
Продолжение беседы с Виктором Алкснисом читайте здесь
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: