Вкусно без точки. В Белоруссию не пускают российский фастфуд
«МакДональдс», ушедший из России уже давно, в понедельник должен был уйти из Белоруссии, но в последний момент что-то пошло не так. 11 ноября было объявлено, что американская сеть покидает белорусский рынок, а ее место занимает «Вкусно – и точка», принадлежащая российскому бизнесмену Александру Говору.
После этого в белорусских городах начали демонтировать рекламные конструкции, на билбордах появилась реклама российской сети, а местная прозападная оппозиция устроила массовые стенания по американским забегаловкам, служившим для нее символом приобщения к «цивилизации». В свою очередь, госпропаганда с не меньшим пылом принялась «Макдональдс» клеймить. Мой «любимец» Григорий Азаренок даже успел в своей передаче «Потаенное» на телеканале СТВ назвать свершившимся фактом то, что «мерзкую обжиральню для дегенератов» прикрыли. Однако оказалось, что точку в истории белорусского «МакДональдса» ставить рано.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
К ребрендингу и передаче бизнеса все было готово. Было даже назначено точное время. По сообщению одного из белорусских новостных сайтов, все заведения должны были закрыться в 18:00 21 ноября, а на 18:30 планировалось общее собрание сотрудников. Однако примерно в 17:55 позвонили из главного офиса и сообщили, что ребрендинг пока отменяется. Во вторник утром белорусские «МакДональдсы» открылись по всей стране, как ни в чем не бывало, под прежним названием, а вечером с билбордов начали убирать рекламу «Вкусно – и точка».
Причины происходящего ни в одной из сетей не комментируют, а журналисты выдвигают самые разные версии. Одни говорят, что казахстанский обладатель франшизы передумал покидать рынок, другие – о том, что могли быть не завершены какие-то юридические процедуры. Однако, поскольку речь идет не о ларьке с шаурмой, а о крупных компаниях, и условия сделки явно прорабатывались не один месяц, прежде, чем о передаче заведений стало известно, в подобное верится с трудом. Более вероятно то, что причины у заминки политические.
Передача ресторанов шла гладко до 18 ноября. В этот день Лукашенко, выступая перед передовиками аграрно-промышленного комплекса, сказал, что место «МакДональдса» должны занять белорусы.
«У нас что, булочку пополам не могут разрезать и впихнуть в эти две половинки кусочек мяса, картошки и салата? Господи, кто это потребляет, не знаю», – заявил белорусский лидер.
Вскоре его мысль развила депутат белорусского парламента Лилия Ананич, сказав, что «в деле «Мака» поставлена точка», а вместо них должны прийти белорусские «Бульбяные» «с драниками, клецками, картопляниками и еще с сотнями блюд из нашей картошечки».
Относительно невысокий депутатский статус Ананич смущать не должен. Раньше она занимала знаковый пост министра информации и до сих пор сохранила неплохие позиции в белорусском истеблишменте. К тому же, даже на фоне белорусской номенклатуры Ананич выделяется повышенной чуткостью к желаниям хозяина. Косвенно слова Ананич подтверждает неофициальный телеграм-канал пресс-службы Лукашенко «Пул Первого». 17 ноября там объявили конкурс на лучшее блюдо из картошки и даже запустили хэштег #Бульбапервого.
Поэтому, если через некоторое время на месте «МакДональдсов» в Белоруссии появятся заведения с картофельным меню, я точно не удивлюсь. В республике уже давно работает «Крошка – картошка», но конкуренция в общепите лишней не будет, да и белорусская кухня – это, все-таки, другое. Появлению новой качественной сети фастфуда, где посетителям будут предлагать десяток видов драников с начинкой и гарниром на любой вкус и прочие вкусности с национальным колоритом, можно было бы только порадоваться. Но есть множество нюансов, которые смущают.
Главное – это то, что сейчас стоит вопрос о недопуске на белорусский рынок крупного российского игрока, который провел немалую работу и вложил серьезные средства для того, чтобы на этот рынок войти. В Белоруссии хватает свободных мест для размещения заведений фастфуда. Зачем нужно было отнимать уже согласованные объекты у россиян, если в одних только торговых центрах пустует, в среднем, 20 процентов площадей. К тому же, из Белоруссии уходит не только «Макдональдс». Тот же Hesburger ушел, вообще не позаботившись о трудоустройстве своих работников и просто бросив занимаемую недвижимость. Что мешало белорусским бульбоделам ее занять?
Еще один момент – то, что сейчас в Белоруссии нет ни одной сети фастфуда, способной, даже не меняя формата, быстро освоить 25 бывших заведений «МакДональдса». К тому же, все они работают в другом формате, с другим меню. Значит, будут создавать что-то новое. Если кто-то в Белоруссии и способен это сделать с нуля – так это небольшое количество местных «олигархов», тесно связанных с государственной властью бизнесменов и само государство.
Белорусское Управление делами Президента еще на заре правления Лукашенко перестало быть собственно структурой, обеспечивающей хозяйственные потребности президентского аппарата, и стало могущественной бизнес-империей. Этим, кстати, может объясняться внезапность принятия решения. Узнав о предстоящем уходе «Макдональдса», там просто могли решить прибрать к рукам прибыльный бизнес. Вот только, в отличие от «Вкусно и точка», ни «олигархи», ни Управление делами никогда всерьез не занимались фастфудом, а с нуля создавать новую сеть и вводить ее на рынок придется в режиме жесткого цейтнота.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: