Взгляд из Тбилиси: Референдум в Южной Осетии – понапрасну дергать Грузию за бороду
«ПолитНавигатор» уже сообщал, что даже пророссийски настроенные деятели в Грузии крайне болезненно воспринимают известие о готовящемся в Южной Осетии референдуме по вступлению в состав РФ. В Тбилиси не готовы признать окончательную потерю мятежных провинций, считающихся «исконно грузинскими территориями», и их право самостоятельно определять свою судьбу.
Помимо национальных чувств жителей Грузии, есть и еще один момент. В нынешних условиях референдум в Осетии сыграет на руку экстремистам из партии Михаила Саакашвили, требующим открыть «второй фронт» против России в поддержку бандеровской Украины. Грузинское правительство до последнего времени от серьезной военной помощи Киеву старалось уклоняться. За что уже несколько раз получало открытую критику со стороны украинских чиновников.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
Вот показательный эпизод. Впервые за время информационного противостояния грузинские власти согласились с оценками «Геббельса Зеленского» – печально известного Алексея Арестовича.
«Думаю, это его [Арестовича] первая правильная оценка. Мы действительно не выглядим так, чтобы разжечь новую кровопролитную войну с абхазами и осетинами», – заявил председатель правящей «Грузинской мечты» Ираклий Кобахидзе.
Так он отреагировал на уничижительное заявление Арестовича по поводу неспособности Грузии «войти в Цхинвали».
«Мы сделаем все, чтобы избежать любой эскалации. Разумеется, это в национальных интересах нашего государства» – подчеркнул Кобахидзе.
Эта реакция вселяет надежду, что Грузия не будет мутить воду и продолжит играть некую стабилизирующую роль в регионе.
Грузинские власти с болью восприняли упреки Киева по поводу их отсутствия на саммите «Большой семерки». Так, министры иностранных дел G7 провели трехдневный саммит в немецком городе Вайссенхаус, куда пригласили Украину и Молдову, а Грузию оставили за бортом.
«Причина отсутствия приглашения позитивна. Туда пригласили тех, кого коснулась война. А Грузию война не коснулась потому, что руководство Грузии действует в интересах страны», – примерно таков был ответ Тбилиси на критику со стороны Киева.
Проамериканская оппозиция вновь подняла шум и вопли по поводу недостаточной прозападности властей, но посольство Германии в Грузии согласилось с оценкой Кобахидзе и подтвердило причину приглашения Украины – военная операция России на территории этой страны. Что касается представителей Кишинева, по словам немецких дипломатов, война непосредственно влияет на Молдову, к тому же она приняла большое количество украинских беженцев.
Но в такой критический момент, когда предпринимаются неимоверные усилия не быть втянутым в конфликт, Тбилиси получает удары в спину не только от своих украинских коллег, но и от политиков близлежащих регионов. Имеется в виду отколовшаяся от проамериканской Грузии Южная Осетия.
Проиграв вчистую президентские выборы, действующий де-факто президент Южной Осетии Анатолий Бибилов до этого успел неожиданно назначить на 17 июля проведение референдума о присоединении Южной Осетии к России.
В своем обращении Бибилов заявил:
«Мы всегда считали РФ нашей исторической Родиной… Сегодня Грузия подала второй пакет необходимых документов для вхождения в Евросоюз. Это не может нас не напрягать… И я считаю, что решение о том, что Южная Осетия должна войти в состав РФ, должно быть принято».
Мечтающая об эскалации проамериканская грузинская оппозиция в тот же миг начала кричать о «неблагодарной» России, которая никак не учитывает доброжелательность со стороны грузинских властей и продолжает политику аннексии Южной Осетии и Абхазии.
Несмотря на то, что правящая «Грузинская мечта» молниеносно раскритиковала решение Бибилова, она оказалась на краю пропасти.
В Грузии ещё есть надежда, что решение Бибилова о референдуме было самодеятельностью с целью мобилизовать электорат.
Доказательством тому может служить позиция зампредседателя комитета Госдумы по делам СНГ Константина Затулина. Известный своей бескомпромиссной позицией по вопросу прозападного режима в Тбилиси, Затулин на этот раз призвал во время специальной операции «не дергать Грузию за бороду».
«Я думаю, что на данный момент никакая угроза, которая требовала бы принятия чрезвычайных и демонстративных мер, над Южной Осетией не висит. На мой взгляд, такое решение сейчас избыточно, потому что никаких проблем во взаимоотношениях между Россией и Южной Осетией на сегодняшний день нет. Очевидно, что референдум в Южной Осетии спровоцирует всплеск эмоций в соседней Грузии. В настоящее время у нас идет специальная военная операция на Украине и мне кажется, что нам не следует дергать за бороду», – сказал Затулин.
(Впрочем, его однопартийцы из «Единой России» высказывали и иные мнения – в поддержку референдума).
Проведение референдума, безусловно, станет фактором резкого ухудшения грузино-российских отношений и поводом для новых попыток ультраправого переворота в Грузии. Учитывая настроения новой администрации Цхинвали, вряд ли решение Бибилова будет приведено в исполнение избранным президентом РЮО Гаглоевым, еще до выборов раскритиковавшим идею плебисцита и продолжающим настаивать на его преждевременности.
В создавшейся в мире новой ситуации, когда НАТО будет вновь расширяться теперь уже за счет Швеции и Финляндии, Россия вряд ли нуждается в ухудшении ситуации по периметру границ. И не только в период специальной военной операции.
А пока что, несмотря на колоссальное давление со стороны Запада, грузинское правительство сохраняет фактический нейтралитет. Премьер-министр Гарибашвили в ответ на очередные выпады «Арестовичей» из Киева, твердо заявил:
«Я гарантирую населению, что никакого второго фронта в стране не будет».
Все понимают, что после СВО Грузия встанет перед необходимостью не только не создавать трудности для РФ, но еще и сворачивать провозглашенную политику интеграции в антироссийские западные структуры. А такой сценарий зависит также и от соответствующего встречного поведения российских политиков.
P.S. Читателям будет интересно, что советник руководителя офиса президента Украины Алексей Арестович родился в грузинском городке Цители Цкаро в регионе Кахетия. Вот так сегодня два уроженца Грузинской ССР, Бибилов и Арестович, оказались в одной лодке по раскачке ситуации на их «исторической Родине».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: