Дорога в Мандалай начинается во Владивостоке. Зачем Мьянме Восточный экономический форум
Восточный экономический форум, который откроется 5 сентября во Владивостоке – это символ приспособления российской экономики к стремительно меняющейся, зачастую враждебной внешней среде.
ВЭФ-2022, несмотря на разговоры об изоляции России, соберет участников из 40 стран, став наглядной иллюстрацией назревшего разворота страны на восток в условиях западных санкций и выстраиваемого ЕС и США нового «железного занавеса» на том контуре, на интеграцию в который привычно ориентировались российские политико-экономические элиты последние 30 лет.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
В этом смысле форум можно авансом считать символом выживаемости России, ее способности адаптироваться, перестраиваться и расти в самых тяжелых условиях. ВЭФ проводится уже седьмой год, однако, лишь в нынешнем году, с переходом санкционной войны с Западом в терминальную стадию его актуальность стала очевидна всем.
Отсюда и такое внимание к мероприятию.
Среди стран ЮВА, которые направили делегации во Владивосток, можно отметить Мьянму, государство, переживающее сейчас серьезный социально-экономический и политический кризис и так же как и Россия, борющееся за собственный суверенитет во враждебном окружении. Неудивительно поэтому, что обе столицы – и Нейпьидо, и Москва протягивают руку друг другу навстречу, рассчитывая на кумулятивный эффект от совместных проектов.
История политико-экономических отношений Мьянмы (в прошлом Бирмы) с Россией насчитывает уже полторы сотни лет. А началось все в марте далекого 1876 года, когда в столицу еще не утратившего независимость под натиском англичан бирманского королевства прибыли русский путешественник Пётр Пашуто и купец Григорий Хлудов. В Россию они доставили письмо бирманского министра иностранных дел с выражением искреннего желания установить дружественные отношения между странами, а также просьбу о подготовке специалистов в России.
30 августа того же года военный министр империи Дмитрий Милютин одобрил эту инициативу, следствием чего стало участие российских военных советников на стороне Бирмы в Третьей англо-бирманской войне 1885-1887 годов. Правда, та война закончилась для Бирмы печально – потерей независимости на целых семьдесят лет. А возобновились российско-бирманские отношения уже в середине 20 века как советско-бирманские.
Однако мы не будем тут углубляться в далекую историю, сосредоточившись на современности. В прошлом месяце состоялся официальный визит главы МИД РФ Сергея Лаврова в Мьянму, по итогам которого была подписана масса перспективных документов и намечен целый ряд совместных проектов в разных областях – от энергетики до машиностроения. Обе страны обобщили их в подписанной стратегии экономического сотрудничества.
В сухих цифрах это сотрудничество выглядит так: в 2021 году товарооборот между Россией и Мьянмой достиг 431,6 миллиона долларов, причем рост по сравнению с 2020 годом составил 16,5%.
«За первые пять месяцев 2022 года объем взаимной торговли вырос еще почти на 50% по сравнению с аналогичным периодом 2021 годом и составил 174,8 миллиона долларов США», – говорят в МИД РФ.
А размер накопленных российских инвестиций в экономику Мьянмы уже к 2019 году составил 94 миллиона долларов, 38,3 миллиона из которых приходится на капиталовложения компании «Башнефть».
Сегодня Россия поставляет в Мьянму внушительный список экспортных товаров, в том числе высокой степени передела: вооружение, машины, оборудование и транспортные средства (в том числе грузовики марки «Камаз»), продукцию химпрома, продовольствие, минеральное сырье, металлы, продукцию целлюлозно-бумажной промышленности. Покупает же Россия у Мьянмы текстиль, готовую одежду, обувь, рис и фрукты.
Интерес Мьянмы понятен – Россия ей нужна не только как партнер в сфере безопасности и обороны, о чем ниже, но как поставщик сжиженного природного газа, нефти и мазута, что, в свою очередь, дополнительный плюс в бизнес-карму российских нефте- и газодобывающих компаний типа Роснефти, Лукойла, Газпрома и далее по списку…
Также по линии авиационных властей двух стран идет проработка вопроса об открытии прямого авиасообщения, что, вкупе с ожидаемым разрешением на прием в местных банкоматах российских карт «МИР», может поднять находящийся сейчас на отметке около нуля туризм. К тому же Мьянма подсуетилась и ввела с 1 июля 2022 года по 30 июня 2023 года безвизовый режим для российских туристов.
Еще одним перспективным направлением приложения усилий российского бизнеса в Мьянме может стать модернизация национальной энергосистемы этой страны. Причем, это именно заинтересованность мьянманской стороны,
Логика тут простая – ее лаконично выразил начальник отдела экономики Министерства экономической кооперации Мьянмы Аунг Ко Мо во время последнего Питерского международного экономического форума – Мьянма впервые стала участником этого саммита в нынешнем году: «Мы под санкциями, вы под санкциями — сейчас самое время нам сотрудничать».
В рамках ПМЭФ-2022 представители Мьянмы провели переговоры с российской энергетической компанией «Интер РАО» о строительстве новых и модернизации уже существующих электростанций.
«Мы провели переговоры с «Интер РАО» о модернизации наших электростанций, поддерживающем ремонте и строительстве новых станций. Мы бы также хотели российских инвестиций в этот сектор», — заявил по итогам ПМЭФ уже процитированный выше мьнманский чиновник.
В самом же «Интер РАО» заявили, что уже изучают потенциальные проекты по модернизации энергосистемы Мьянмы.
«К нам обратилось правительство Мьянмы с просьбой об участии в проектах модернизации энергосистемы страны. В настоящее время компания «Интер РАО — Экспорт» изучает потенциальные проекты», — сказал РБК представитель компании.
Открывающийся ВЭФ во Владивостоке – прекрасный повод встретиться вновь и сверить часы, в том числе и по этим проектам, перейдя от слов к делу.
Еще одно перспективное поле для приложения усилий российских специалистов в отношении Мьянмы – образовательное. Тут также есть задел с длинной историей. В Питере в местной «Корабелке» – Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете – не первый год учатся выпускники Военной академии Мьянмы.
Об успешности такого сотрудничества лучше всего говорят цифры. За последние 7 лет, мьянманские военные защитили в «Корабелке» 20 кандидатских диссертаций. А Тхурейн Киав Лин, один из мьянманцев – выпускников университета, стал в итоге в нем профессором – первым из числа граждан Мьянмы.
Теперь – обещанная в начале пара слов о сотрудничестве с Мьянмой в сфере оборонки. За последние 20 лет, Мьянма закупила в России 20 истребителей МиГ-29, 10 вертолетов Ми-35, 12 учебно-боевых самолетов Як-130. В 2018 году был заключен контракт на закупку шести истребителей Су-30СМ, который сегодня находится в стадии реализации.
Среди других интересующих Мьянму проектов – атомный. Страна активно индустриализируется, стараясь при этом по минимуму зависеть от Запада. Отсюда и интерес к российским технологиям и специалистам. Перспективу имеют российское участие в создании ядерной инфраструктуры Мьянмы, развитие ядерной медицины, строительство исследовательских ядерных реакторов и ускорителей заряженных частиц.
Правда, в сфере «атомки» сотрудничество идет отнюдь не семимильными шагами – последнее заседание российско-мьянманской рабочей группы по сотрудничеству в мирном использовании атомной энергетики по линии «Росатома» прошло аж в мае 2018 года. Так что, есть куда двигаться и что интенсифицировать – было бы желание. Как уверяют в Москве и Нейпьидо, оно есть – и является взаимным.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: