Экономика Украины в свободном падении: дна пока не видно
Киев, Август 31 (Навигатор, Владимир Михайлов, Сергей Степанов) – Все знают, кто виноват, и что делать, но никто ничего не делает. Так экономисты оценивают нынешнее положение Украины и действия правительства.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
«Я считаю, что экономика Украины уже сорвалась в пропасть, к сожалению, и вопрос состоит в том, как глубоко она будет падать, где то дно, которого это падение достигнет», – говорит экс-министр экономики Виктор Суслов.
«Все потери для экономики общеизвестны – от прямых потерь до бегства инвесторов. Все это отразилось и в очередном понижении рейтингов Украины до преддефолтного состояния», – добавил он.
Несмотря на угрозу банкротства и отсутствие денег в казне, власти в Киеве продолжают настаивать на военных действиях, отвергая переговоры с мятежным Донбассом. Война, между тем, ежедневно пожирает гигантские суммы, необходимые для функционирования армии.
«Она не только съедает деньги, она не дает возможности инвесторам входить в страну, у нас идет отток капитала. Это негативно повлияло на поведение наших заробитчан, находящихся за пределами страны. Мы привыкли, что традиционно получаем от заробитчан то, что они пересылают на территорию Украины, это колоссальная сумма. В прошлом году она составила порядка 7 млрд долларов. Перечисления резко замедлились по целому ряду причин. И это тоже давит на нашу экономику», – говорит исполнительный директор Международного Фонда Блейзера Олег Устенко.
Даже новый кредит от МВФ будет недостаточным для Украины, признает Суслов – по его словам, падение курса гривны будет только продолжаться.
«Война продолжается, и Украине будет тяжело чрезвычайно выполнять свои обязательства, предусмотренные программой сотрудничества с фондом. Например, сверхвысокие показатели девальвации достаточно ясно об этом говорят, а о том, что девальвация будет продолжаться, свидетельствуют данные платежного баланса – минус 4 млрд 231 млн долларов за полугодие. При этом все основные показатели негативные, и по счету текущих операций, и по счету операций с капиталом. В балансе отражается бегство инвесторов из Украины, и нарастающая скупка населением валюты. В таких условиях Украина сможет выполнять обязательства лишь при наличии надежных источников внешнего финансирования. Главным препятствием для получения очередного транша МВФ как раз и может оказаться продолжение войны», – сказал эксперт.
По мнению Олега Устенко, к обесцениванию курса гривны привели ошибки Нацбанка и экономическая политика.
«Есть пробуксовки и проблемы, в принципе в экономической политике. Да, курс – это такая острая тема, и есть целый ряд фундаментальных причин, почему мы наблюдаем такое падение. Но есть и просто субъективные ошибки, которые были сделаны НБУ. Например, рекапитализация НАК «Нефтегаз Украины» на несколько десятков млрд грн., вливание средств в экономику, попытка связать эти средства на счетах коммерческих банков. Но вместе с тем, был выброс части этой валюты на межбанк. И соответственно, такое формирование колоссального девальвационного давления. Я думаю, что были совершены ошибки и в плане тактики. НБУ не должен так вести себя в этот период времени», – говорит аналитик.
От людей, пришедших к власти в результате победы Майдана, трудно было бы ожидать грамотных решений – такой вывод можно сделать из слов экономического и финансового эксперта, проектного менеджера Лиги финансового развития Андрея Блинова.
«Люди, которые очень красиво и много говорят, они далеко не всегда оказываются эффективными», – считает Андрей Блинов.
«Мы это видим на примере министра экономики Павла Шеремета, который заявил о своей отставке и сейчас очень много критики, в том числе со стороны Майдана, который его выдвинул на эту должность.
Мы видим, что у Татьяны Черновол не получается создать нормальный государственный орган по антикоррупции. Так же люстрационный комитет Егора Соболева…
Государство – это, прежде всего, процесс принятия решений, это институт. К сожалению, представители Майдана не смогли именно влиться в этот бюрократический процесс, потому что это скучно, это много бумаг, много казуистики, изучение социальной стороны работы таких ведомств, и т.д.
…Понятно, что сложные решения, связанные с макроэкономикой, не могут просто в силу управленческих теорий приниматься на каких-то больших вече или майданах. Там должны приниматься какие-то политические или символические решения. Представьте, что Майдан будет устанавливать нормативы ликвидности для каких-то позиций для коммерческих банков. Наверно, многим это смешно. Хотя я знаю целую группу людей, которые считают, что это общественность должна делать. В какой-то мере, это, наверно, попытка пересматривать законы экономики и законы физики, чем это обернется – сказать сложно. Не исключено, что этой зимой мы будем видеть в плане состояния украинской энергетики», – говорит эксперт.
Впрочем, нынешняя власть заботится о своём кармане ничуть не хуже предыдущей – «злочинной».
«Украинское правительство не решило одного вопроса – вопроса прозрачности и восстановления доверия к государству», – говорит Андрей Блинов.
«Одна из самых простых вещей – это публикация доходов и расходов бюджета. Это та штука, которую можно сделать очень просто. Она повышает доверие к органам власти, говорит о том, что изменилось во взаимоотношениях государства и граждан со времени ухода правительства Януковича, и оно фактически показывает, где у нас воруют, и где находится коррупция. Можно10-15% расходов, связанных с национальной безопасностью, закупками вооружений, оставить в стороне. Но остальные 85% – включая образование, здравоохранение, министерство культуры, и целый ряд других очень интересных ведомств, это все можно видеть.
У нас может быть огромное количество сайтов, где люди будут просто анализировать эту информацию. И будут агентства, которые фактически публикуют тендерную информацию, это будет та информация, и вы будете знать, что вчера Минкульт устроил, например, дорогой конкурс словесности.
Но этого не делается. Почему – это понято – все оседлали потоки и стараются прежние потоки в уменьшенном виде использовать для своих нужд, для нужд своего бизнеса, и для нужд политических сил, которые они представляют сегодня», – говорит эксперт.
Одним из основных факторов нынешнего кризиса стала потеря рынков не только России, но и других стран Таможенного Союза, считает Виктор Суслов.
«Сегодня один из основных вопросов – где рынки для украинских товаров, и за счет чего Украина дальше сможет получать валюту. По итогам первого полугодия 2014 года самый большой рынок для украинского экспорта – Россия. Это 20% экспорта, год назад это было 25% экспорта за полугодие и, к сожалению, перспективы здесь плохие, объемы экспорта товаров на российский рынок будут сокращаться. Прежде всего, из-за того, что Россия вводит все новые ограничения для экспорта наших товаров. Сейчас начинается новый виток, потому что Украина только что объявила о введении торгово-экономических санкций против России. Соответственно, можно ожидать очередных ответных шагов. Надо понимать, что для Украины такая торговая война, скорее всего, принесет больше ущерба, чем России, хотя бы с учетом того, что в российском товарообороте торговля с Украиной незначительно превышает 4%.
Иногда ошибочно считают, что у нас есть возможность компенсировать потерю экспорта на российский рынок увеличением экспорта товаров на рынки других стран ТС. Но если посмотреть статистику за тот же период, первое полугодие 2014 года, экспорт Украины заметно сокращается и в эти страны. В Беларусь – на 20%, немного меньше, чем в Россию, но примерно в том же темпе. Эта страна никаких санкций не вводит против Украины, но, тем не менее, импорт украинских товаров почти так же сокращает.
Если брать Казахстан, то здесь результат более негативен – сокращение на 53%. Больше, чем в два раза. И торговая ситуация хуже, чем с Россией. Это происходит по целому ряду причин. Одна из главных – ТС вводит свои новые техрегламенты, и Украина, не готовая к этому, теряет объемы экспорта из-за постоянно вводимых дополнительных ограничений.
Таким образом, на рынках ТС, очевидно, у Украины нет перспектив даже сохранения экспорта на ранее достигнутом уровне, и может стоять вопрос о поиске новых рынков, но все это решается достаточно плохо, потому что в целом экспорт Украины в первом полугодии все равно упал на 7%, и компенсировать потери на рынках ТС Украине пока не удается», – сказал эксперт.
Одной из главных причин потери рынков ТС стали новые технические регламенты.
«Сложная ситуация с техрегламентами. ТС принял и ввел в действие уже десятки собственных техрегламентов. В Украине в прошлом году велась большая борьба вокруг этой темы. Я, работая представителем правительства Украины в евразийской комиссии, убеждал украинское правительство присоединиться к отдельным техрегламентам ТС на альтернативной основе, там, где это важно для поддержки украинского экспорта. Но никакие решения не были приняты, и сейчас все возрастающая часть нашей сложной продукции, в т.ч. и машиностроения, перестает соответствовать техническим регламентам ТС, и не может быть туда экспортирована, по крайней мере, до тех пор, пока она не будет сертифицирована в индивидуальном порядке, но для этого нужна добрая воля РФ. Во многом украинская продукция уже не соответствует требованиям ТС и не может туда экспортироваться.
А для рынков ЕС – она еще не соответствует, без этого наша продукция туда тоже не попадает. И то, что сегодня сертифицировано, имеет достаточно ограниченный объем», – констатировал эксперт.
Ничего хорошего экономике Украины не светит, кризис усилится в ближайшее время.
«Мы видим, что украинская экономика по целому ряду причин будет показывать колоссальное падение, оно будет порядка на уровне 7%, – говорит Олег Устенко. – Заметьте, что мы не оправились от падения, которое было в 2009 году, мы так и не достигли того предкризисного уровня, а теперь падаем на более глубокий уровень. Т.е. то, что удалось отыграть за несколько предыдущих лет, фактически будет брошено в топку, мы видим явное увеличение дефицита госбюджета».
«Шок, который начинает переживать страна, и который усилится в ближайшее время, будет развиваться по трем направлениям – шок в сфере энергетики, цены на газ, бензин, электроэнергии, рост себестоимости и понижение конкурентоспособности, – считает Виктор Суслов. Будет структурный шок в экономике – невозможность значительного экспорта машиностроительной продукции, того, что Украина поставляла в страны СНГ и другие страны, приведет к необходимости перереструктуризации экономики. Это означает остановку предприятий, рост безработицы.
Сегодня мы видим развитие шока в финансовой сфере, девальвация, которую невозможно реально остановить, нарастающая паника, рост стоимости обслуживания долгов… Начался кризис в банковской сфере. На фоне всего этого развивается и бюджетный кризис. Шок в социальной сфере – обесценивание доходов и сбережений, обнищание пенсионеров, бюджетников, тяжелые последствия и экономические, и политические».
Очевидно, что для стабилизации экономики нужно нормализовать жизнь в стране в целом.
«Для того, чтобы прекратить нынешнее падение, в первую очередь, конечно, нужно прекращение войны в Донбассе. Поэтому все мы возлагали большие надежды на минскую встречу, надеялись, что соглашение здесь будет достигнуто», – считает Виктор Суслов.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: