Крым как особая экономическая зона
Сознательный выбор, который сделали крымчане 16 марта 2014 года, высказав заветное желание вернуться домой в Россию, «цивилизованный мир» не оценил. Демократии, за которую он так ратовал, достойны не все, а только избранные.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в Telegram, Facebook, Одноклассниках или Вконтакте
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
Отделять и воссоединять территории можно исключительно с ведома и одобрения Вашингтонского обкома. Если в вашингтонском Белом доме дано «добро» ФРГ на поглощение ГДР, то образованное в результате государство считается полноценным и никаких палок в колёса ему никто вставлять не станет.
Если в Вашингтонском обкоме постановили отторгнуть от Сербии её историческую область Косово, то Косово будет отрезано без референдума и соблюдения хотя бы минимальных правил приличия, получив признание и благословение от «цивилизованного мира». Даже не смотря на то, что в нём заправляют делами бандиты, террористы и торговцы человеческими органами.
Но когда дело доходит до России, то западная юридическая система, основанная на прецедентном праве, начинает тупить и страдать маразмом. Для выхода Крыма из состава впавшей в анархию и слабоумие Украины, даже на основании референдума, «косовский прецедент» неприменим – «это же совершенно другое дело!». Согласно официально проводимой политике Запада, крымчане – украинские крепостные, имевшие наглость сбежать от хозяина, и поступать с ними следует согласно рабовладельческим понятиям. С поправками на эпоху, конечно.
По большому счёту, все эти «непризнания», экономические, дипломатические и прочие санкции, связанные с Крымом, – оно и есть рабовладельческие замашки, облечённые в лицемерную заботу о «территориальной целостности» Украины.
Одной из наиболее жёстких санкций, мешающих развитию Крыма и привлечению в него иностранных инвестиций, стали банковские санкции. Граждане Крыма с российской пропиской, а также работающие в Крыму российские банки и компании, за редким исключением не могут проводить валютные переводы через систему SWIFT, поскольку их блокируют американские и европейские банки. Хуже того: валютные переводы блочат даже в тех случаях, если деньги проходят не через крымские, а, скажем, через московские банки. Из других регионов валюту в Крым переводить можно, из Крыма – нет.
Самое поганое в этом деле, что под санкции попадает массовый крымчанин только из-за того, что он крымчанин. Ну чем не финансовое крепостное право и феодальная коллективная ответственность? Причём, те иностранные господа, которые в своё время учили СССР, что он запрягает лошадок экономики и финансов позади политической телеги, противоречат сами себе сплошь и рядом, и лишний раз доказывают, что политика первична и уже в её русле действуют финансы и экономика.
Как известно, компания, владеющая системой SWIFT, нашла в себе силы послать в пешее эротическое политических дятлов, предлагавших прицельно отключить Россию от SWIFT, но этим она исчерпала все имеющиеся у неё степени свободы. Крым для SWIFT формально – не Россия и придраться к статусу полуострова со всеми вытекающими последствиями – для банкиров даже не жертва. Другое дело, что в случае блокирования перевода валюты жителем Крыма нарушаются его права, но это такая мелочь, вы же понимаете…
Не сказать, что банки не идут на хитрости. Например, при переводе с одного расчётного счёта на другой банки могут не указывать в сообщении, что платёж происходит в пользу жителя Крыма. Тогда есть шанс, что транзакция пройдёт. В случае, если в комментарии будет упоминание о Крыме, платёж 100% заблокируют. Стоп-лист не дремлет!
Беда в том, что всё тайное рано или поздно становится явным. Если в отношении физического лица из Крыма и небольшой валютной транзакции через иностранные банки вряд ли кто-то будет поднимать шум до небес, то в случае юридических лиц и крупных переводов, специальная комиссия в США может инициировать расследование и прихлопнуть работу российского банка в США, пытающегося работать по такой наивной схеме.
Теперь перейдём к крымским проблемам. 22 года пребывания Крыма в составе Украины стали для полуострова настоящей катастрофой. «Незалежники», которые так любят талдычить о том, что только благодаря Украине Крым смог преодолеть послевоенную разруху, уничтожили в республике десятки, если не сотни, прибыльных предприятий, объектов инфраструктуры, а сельское хозяйство было попросту доведено до ручки и отброшено в каменный век.
Крыму как воздух нужны инфраструктурные инвестиции. Россия, федеральный центр, делает всё для своей вновь обретённой черноморской жемчужины, но для самой России из-за санкций более недоступны недорогие валютные кредиты от европейских и американских банков. Таким образом, реконструкция и развитие Крыма может затянуться надолго. Кроме того, именно разрушенная и обветшавшая инфраструктура республики отталкивает потенциальных инвесторов. Мол, «вы сперва тут сами у себя порядок наведите».
Замкнутый круг. Без инвестиций не восстановить инфраструктуру, а без инфраструктуры не видать инвестиций. На самом деле, дела обстоят несколько лучше, но до заветного процветания Крыма ещё ох как далеко!
По тем же причинам в Крым не заходят ведущие российские банки. Санкции, обороты не те, неинтересно, в общем. Крымнаш, но…
Получается, если не тупик, то долгое, трудное карабканье из наследственной украинской ямы? Или, может, есть какое-то нестандартное решение?
Выход есть, но для его реализации российским банкам и бизнесу придётся отказаться от шаблонных схем и начать игру по своим правилам. В частности, китайские товарищи ещё три года назад предлагали обратиться к их опыту работы с криптовалютами. К примеру, финансовая биржа в Гонконге (№ 3 в мире, на минуточку!) прекрасно работает с биткоинами и является самой крупной площадкой, где совершаются транзакции через биткоины. Собственно, в мире много кто работает с биткоинами. Если прошерстить интернет, то можно найти очень интересные варианты, вплоть до оказания экскорт-услуг за биткоины от элитных агентств США и Европы.
Проблема только одна – российское законодательство не признаёт криптовалюту. Пока, во всяком случае.
Учитывая, что Крым = Россия, но со своими специфическими особенностями, в начале февраля поступило предложение от российского интернет-омбудсмена Дмитрия Мариничева сделать для Крыма поблажки и разрешить зарегистрированным в Крыму юридическим и физическим лицам использовать криптовалютные электронные кошельки и конвертировать криптовалюту в рубли. А чтобы было интересно иностранным инвесторам – открыть в Крыму валютную биржу, проводящую сделки в тех же биткоинах, как в наиболее известной и раскрученной криптовалюте.
В подбных случаях патриарх китайского экономического чуда Дэн Сяопин приводил довод: «Какая разница, какого цвета кошка? Главное, чтобы она ловила мышей». Или, как менее витиевато говорил Аркадий Райкин, «Вам шашечки или ехать?»
Если биткоины способны помочь экономике Крыма, то к чёрту западное пуританство – пуркуа бы и не па?
Предложение Мариничева – не просто пустые мечты. О Крыме, как о специфическом офшоре, находящимся с одной стороны, под санкциями, а с другой стороны, как у региона, не связанного с Западом массой обременительных обязательств (копирайтных, хотя бы), говорил очень даже успешный бизнесмен Павел Дуров – основатель мегапопулярной социальной сети ВКонтакте и не менее популярной службы обмена сообщениями Telegram. Запад считает Крым вне закона? ДИХСН, давайте используем эту ситуацию себе на пользу. России и Крыму. Отменят свои вонючие санкции – и мы пойдём навстречу.
Интересно, что «традиционная» банковская система, отвергая биткоины и другую криптовалюту, как не имеющую привязку к какому-либо банковскому центру эмиссии и, якобы, «не имеющей обеспечения реальной стоимостью», присматривается к технологии «блокчейн», на основе которой функционируют криптовалюты. В Сбербанке, например, планируют ввести эту технологию уже в 2018 году.
Основной мотив российского Минфина против биткоинов – их полная анонимность и то, что в них любят проводить сделки деятели из теневых структур. Тем не менее, вспоминаем одну из ведущих финансовых бирж в Гонконге, как мирового лидера, работающего с биткоинами. Стало быть, правительство КНР поставило транзакции с криптовалютой под контроль и не считает её пустышкой.
Что останавливает от нестандартных решений российские финансовую систему и бизнес, так любящие рассуждать о своей социальной ответственности? Любовь к нагретым местам и игра по чужим правилам? Но, например, только благодаря Крыму российское правительство форсированными методами сделало то, что следовало сделать уже давно: создало и довело до ума национальную платёжную систему «Мир», как гарантию независмости внутренней системы финансов от вывихов американских Visa и Mastercard. Может, пришло время создать параллельные расчёты в криптовалюте и обкатать их в Крыму, чтобы в будущем не зависеть от воли владельцев SWIFT?
Надо быть готовым, что Крымом очень скоро дело не ограничится и придёт долгожданное время собирать камни. Не вечно же жлобо-фашистам истязать и вытаптывать доставшиеся им 25 лет назад волею слепого случая русские земли. И не просто земли, а то, что называется Heartland – территории, откуда есть-пошла историческая Русь, Россия.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: