О рейтинге Зеленского – без розовых очков
На улице украинской оппозиции праздник: у Зеленского обвалился рейтинг! Причем, не просто обвалился, а на целых 20% – с 73 до 53. Эту новость – со ссылкой на ноябрьский опрос КМИС на все лады смакуют СМИ Порошенко. Эту же тему глубокомысленно комментируют эксперты на каналах Медведчука. Этими цифрами потрясает на брифингах вышедшая из поствыборной спячки Юлия Тимошенко. Даже грантоеды из «Голоса» радостно потирают руки, виня в падении рейтинга «влияние Коломойского», дискредитирующего реформы новой власти. В эту же дуду задудели и некоторые российские эксперты, настаивавшие, что ничего делать на украинском направлении не надо, все там, мол, развалится само – нужно лишь подождать.
Так что же это вообще такое было, что именно констатировали социологи, есть ли смысл беспокоиться власти и выиграют ли от этого ее многочисленные противники?
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
Есть все основания говорить о том, что в настоящий момент разговоры о каком-то падении рейтинга Зеленского, как минимум, преждевременны. В первую очередь, обращает на себя внимание тот факт, который обходят вниманием восторженные свидетели «краха Зеленского».
А именно: нишевый характер недовольства новой властью. Больше всего негативных ответов и уверенности в том, что страна идет не туда – среди избирателей двух партий, располагающихся на крайних флангах украинского политического спектра – «Европейской солидарности» Порошенко и «Оппоплатформы – За жизнь» Медведчука. В совокупности это чуть больше 20 % избирателей. Среди остальных украинцев – в первую очередь, большинства, голосовавшего за Зеленского и «Слуг», разочарования и негатива в разы меньше. Доминирует готовность «дать шанс реализовать заявленную политику», подождать результатов.
Примерно такие же настроения фиксирует и самое свежее исследование группы «Рейтинг” – обнародованное 28 ноября. Согласно ему, «Почти две трети опрошенных считают, что президенту Зеленскому нужно времени от одного до трех лет, чтобы продемонстрировать качественный и эффективный результат работы». 14% – дают ему для этого пять и более лет. Лишь 8% требуют от него изменений за полгода.
Итожа вкратце приведенные цифры: как бы этого не хотелось иным горячим противникам Зе, массовое недовольство его политикой – это пока что аберрация, а не реальный факт. А нагнетаемая в фейсбуке чернуха – буря в стакане, выдаваемая за тайфун общенационального масштаба.
Наглядное свидетельство чему – как хилые протесты против рынка земли, собирающие от полутора до трех тысяч участников, так и не менее малочисленные акции «партии войны» против «капитуляции» – до 10 тысяч участников, половина из которых проплачена организаторами.
Сказанное, при этом, совсем не означает, что у украинцев нет повода для недовольства властью. Отнюдь. Поводов предостаточно. Но большинство из них либо «нишевые», то есть интересные достаточно небольшому кругу людей и в силу этого имеющие низкий общенациональный мобилизационный потенциал, либо авансовые – касающиеся решений, еще не принятых, негативные последствия которых люди ощутят еще нескоро, вернув их власти бумерангом недовольства и падения рейтингов.
Самые наглядные примеры такого рода – пресловутая продажа сельхозземли, бюджет-2020 и проект Трудового кодекса, разрешающий увольнять беременных. Что-то из этого перечня принято в первом чтении, что-то только разрабатывается, что-то принято окончательно, но вступит в действие лишь с нового года, а все это вместе – не настоящее украинцев, а их будущее.
Последствия которого они, по понятным причинам, не успели ощутить на собственной шкуре. Многократное обсасывание этих тем в СМИ и запугивание оппозиционными экспертами способно дать определенный эффект, но весьма незначительный, в силу оторванности страшилок от реальной жизни здесь и сейчас.
Наконец, главная манипуляция – в интерпретации самих цифр.
Дело в том, что рассуждающие об обвале рейтингов обычно отталкиваются от пресловутых 73 %, как от некоей пороговой цифры. Между тем, это ошибка.
73 % – это не рейтинг Зеленского, это результат второго тура президентских выборов, когда за Зе, как за меньшее по сравнению с Порошенко зло, отдали свои голоса сторонники других кандидатов и партий.
Сам по себе тот факт, что этот запредельный по украинским меркам уровень поддержки продержался рекордно долго – аж до конца октября – заслуживает отдельной оценки и анализа. Однако не отменяет сказанного выше.
Так что же произошло в ноябре с рейтингом Зеленского? Ничего особенного – просто закончился его «электоральный роман» со сторонниками оппоблоков и Тимошенко. Соответственно, эти избиратели отвалились от общего массива поддержки Зе, дав на выходе зафиксированный социологами уровень поддержки в 53 %.
Еще раз зафиксируем: 53 % – это не «обвал рейтинга» – это результат второго тура президентских выборов минус голоса сторонников ОПЗЖ и Тимошенко.
А вообще, много это или мало – 53% поддержки? Безусловно, арифметически это меньше 73%, однако все равно это запредельно высокий уровень поддержки для украинских президентов.
Порошенко, получивший на своем однотуровом старте в 2014 году 52% поддержки, через полгода имел всего лишь 20 %.
Так что, если говорить обьективно, при всем снижении цифр сегодня Зеленский – один из самых популярных лидеров в странах СНГ. Популярнее него в своих странах только Бацька Лукашенко и Путин, имевший в октябре уровень поддержки 65 % россиян.
У того же Макрона, с которым на Украине так любят сравнивать Зеленского и сторонники и противники, сегодняшний рейтинг в два раза меньше – всего 29 %.
Но и это еще не все. 53 % поддержки украинского президента в ноябре 2019-го – это на 10% больше, чем получила его партия на парламентских выборах в июле 2019-го. И в полтора раза больше, чем получил сам Зеленский в первом туре президентских выборов весной того же года (30 %).
Что это значит в переводе с языка цифр на язык политических выводов? А то, что падение рейтинга Зеленского еще даже не начиналось. Свой базовый, ядерный электорат он не только сохранил в целости, но даже преумножил и умудрился не расплескать за месяцы феерической работы гончаруков, бородянских и миловановых. Что само по себе свидетельствует о беспрецедентной доверчивости украинцев.
Настоящее же падение у Зеленского начнется тогда, когда рейтинги опустятся ниже 40% и, таким образом, начнет «съедаться» запас того политического «подкожного жира», который и позволяет ему сегодня оставаться на плаву.
Такие выводы подтверждают, кстати, и партийные рейтинги, обнародованные социологами в комплекте с известием о падении поддержки президента с 73 до 53%.
Итак: лидером электоральных симпатий является партия «Слуга народа», которую поддерживают 44% тех, кто определился и намерен принять участие в выборах. 12,7% поддерживают Оппоплатформу Медведчука, 9,6% – партию Порошенко, 8,5% – партию «Батькивщина», 4,4% – партию «Голос».
Вам не кажется, что эти ноябрьские цифры как-то подозрительно похожи на реальные итоги июльских выборов в Раду?
И это притом, что, как справедливо уточняет киевский политолог Константин Бондаренко, сейчас имеет место фактор демобилизации избирателя, а значит, при включении пропаганды на полную катушку, какая-то часть избирателей того же Зеленского, ныне ушедшая «в минус», к нему еще вернется.
Полноту картине разговора о рейтингах дает то обстоятельство, что об обвале уровня поддержки Зеленского сегодня рассуждают политики типа Ляшко или Билецкого, чей рейтинг теми же самыми социологами вообще не просматривается даже в телескоп.
Неприятная правда и в том, что на Украине сегодня нет ни одного оппозиционного политика, чей уровень поддержки хотя бы отдаленно приближался к Зеленскому. Вот данные ноябрьского опроса центра Разумкова. Так, один из лидеров ОПЗЖ Юрий Бойко имеет 21% поддержки. Тимошенко – 22%. А Медведчук и вовсе 15%.Экс-президент и главный «антикапитулянт» Порошенко вообще заднескамеечник по уровню доверия – со своими 14,4 %.
А теперь – важные политические выводы. И первый из них: как долго это все может продолжаться? На самом деле, вам этого никто сейчас не скажет. Слишком неожиданным фактором для украинской политики стало само появление Зеленского, спутавшего карты буквально всем.
Этот эффект «чертика из табакерки» дал повод конспирологам строить теории о закулисной срежиссированности воцарения Зе. Впрочем, при всей наивности украинцев, идти в этом вопросе вслед за конспирологами – значит, совсем не уважать избирателей. Можно лишь сделать осторожное предположение насчет рифов, ожидающих власть Зеленского. А они – почти те же, что и у большевиков сто лет назад. Это в первую очередь, вопрос о мире, это вопрос о земле и это наведение порядка в стране, возвращение государству монополии на насилие.
Если власть справится с этими задачами – рейтинги могут и вернуться даже на прежнюю запредельную величину. Не справится – разочарование будет равносильно выданному кредиту доверия.
В любом случае, это будет естественный процесс разочарования, а не искусственные роды в политтехнологическом инкубаторе, выдающем на-гора высосанные из пальца и далекие от повседневных нужд избирателей скандалы и конфликты.
Грубо говоря, будет на Донбассе мир, а Порошенко – в тюрьме, избирателям будет неинтересно, кого и через какие приложения заказывает депутат Яременко. Не будет мира, а Порошенко будет и дальше раскачивать ситуацию – тогда формальным поводом для тотального разочарования может стать все что угодно – даже что-то совсем мелкое.
У оппозиции есть иллюзия, что рейтинги власти падают пропорционально количеству чернухи, льющейся на власть с телеэкранов. А потому, если рейтинги власти падают не так быстро, как хотелось бы, значит, говнометы недорабатывают: нужно лить больше чернухи и компромата. Но это ошибка.
Избиратель, может, и доверчив, но он совсем не дурак. Те же каналы Медведчука, они ведь на самом деле работают хорошо и эффективно. Но – только на свою аудиторию. Для Украины достаточно узконишевую: от 13 до 18 % процентов избирателей. Как и каналы Порошенко не прыгнут выше своего потолка.
Основная проблема всей антиЗе-пропаганды в том, что она заточена как по риторике, так и по содержанию – под узкие группы сторонников радикально антимайдановских и радикально националистических взглядов. Все вместе радикалы на Украине составляют не больше пятой части электората.
А обычным обывателям антиЗе пропаганда предложить ничего не может. Потому что эксплуатирует идеологическую тематику, которая обывателю неинтересна.
Зеленский же держится во многом еще и потому, что в текущих условиях он монопольно занимает нишу политического центра и привлекает тех, кому одинаково чужды риторика, как Медведчука, так и Порошенко. По сути, это та самая обывательская Украина, которая предпочитает шоу «95 квартала» и Ганапольскому, и Ньюсвану со 112-м вместе взятым.
Рейтинги власти, если и начнут ощутимо падать, то лишь синхронно проявлению реальных негативных последствий проводимой политики. А их, как уже отмечалось выше, пока что нет. Гривна укрепилась до своего исторического максимума за последние четыре года, цены не растут такими темпами, как раньше, зарплата в долларовом эквиваленте почти вернулась на домайданный уровень, о массовых сокращениях пока что больше говорят по телевизору, чем их проводят на практике – это для обывателя куда более важные маркеры, чем рассуждения экспертов о том, что иностранцы скупят землю.
И, наконец, пожалуй, самое главное обстоятельство, сдерживающее обвальное падение рейтингов власти. Сегодняшним «новым лицам» просто нет адекватной замены. В оппозиции сейчас находится отработанный управленческий ресурс – те самые люди, которые за последние три десятилетия так осточертели народу, что их готовы были заменить кем угодно, а хоть бы и свадебными фотографами. Оппонируют «слугам народа» те, против кого люди и голосовали за «Слуг».
А применительно к силам, эксплуатирующим пророссийскую повестку, – так и вовсе мы наблюдаем попытку втридорога продать избирателю такой секонд-хенд, который и на голову не налазит.
Это тот секрет Полишинеля, из-за которого, собственно, у Зе и держится рейтинг несмотря на все провалы, проколы и невыполненные обещания. На Украине банально закончились люди, которых можно выбрать вместо «новых лиц», даже если новые лица начнут демонстрировать слабость и лузерство, как они это делают сейчас.
Если оппозиция действительно хочет сменить нынешнюю власть, ей в первую голову стоит заняться не властью, а собой. И для начала – с фонарем искать, но найти тех, за кого украинцам не стыдно будет отдать голос.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: