Приднестровье накануне президентских выборов: Что затевает Запад
Незадолго до Нового года в Приднестровье состоятся выборы президента. Депутат парламента ПМР Андрей Сафонов в авторской колонке рассказывает читателям “ПолитНавигатора” о ситуации в этой части исторической Новороссии.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в Telegram, Facebook, Одноклассниках или Вконтакте
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
Завершится ли в ПМР «чёрная пятилетка»?
11 декабря 2016 года в Приднестровской Молдавской Республике должны пройти президентские выборы. Хотя кандидаты ещё не выдвинулись официально и не приступили к сбору подписей в свою поддержку, в главном картина проясняется. С одной стороны, действующий президент ПМР Евгений Шевчук будет стараться сохранить свою власть. На него же будет работать ещё несколько кандидатов с целью растащить голоса недовольных. С другой, складывается мощный блок из приднестровских государственников, сориентированных на Российскую Федерацию. Они полны решимости положить конец «чёрной пятилетке», как прозвали многие приднестровцы идущее с 2012 года президентство Шевчука.
Между тем, на предвыборную кампанию неизбежно будет оказываться и внешнее воздействие. Одна из внешних сил – это Запад в лице Европейского Союза и США, а также союзные им официальный Кишинёв и Румыния. Похоже, они уже сделали свой выбор. И выбор этот – Евгений Шевчук.
Эпоха дилетантизма
В 2012 году, как только Евгений Шевчук стал президентом Приднестровья, он сделал кардинальные уступки Западу и Кишинёву. Об этих уступках речь чуть ниже. В противовес экс-президенту Игорю Смирнову, новая власть не раз заявляла о необходимости, ведя переговоры с Кишинёвом, не выдвигать какие-либо предварительные условия, так как условия якобы сеют сомнения в приднестровской «договороспособности».
До того Игорь Смирнов и его министры иностранных дел Валерий Лицкай и Владимир Ястребчак всегда настаивали на выполнении ранее достигнутых соглашений. Евгений Шевчук пошёл по иному пути. Прежде всего, он фактически обезглавил внешнеполитическое ведомство ПМР. Министром он назначил одну из своих аппаратчиц, служившую у него в его бытность председателем Верховного Совета ПМР (2006-2009) – Нину Штански. К слову: в 2015 году она стала его женой.
Только-только получив назначение в МИД, она указом Шевчука удостоилась звания Чрезвычайного и Полномочного Посла. Между тем, кадровые дипломаты идут к этому рангу десятилетиями. Экс-глава МИДа Валерий Лицкай ждал этого около 20-ти лет, хотя был рядом с Игорем Смирновым с первых дней создания Приднестровского государства.
Не имевшая никакого опыта работы в дипломатии, Штански объявила вместе с Шевчуком о начале политики «малых шагов». И вот что из этого получилось.
Тактика «малых шагов» или стратегия большой капитуляции?
Во-первых, в результате протокольных соглашений по железной дороге (весна 2012 года) таможенники Молдовы расположились с 2012 года в приднестровских городах Бендеры и Рыбница. Теперь они отслеживают не только экспорт из ПМР, но и ввозимый в республику импорт.
Во-вторых, итоги очередного раунда переговоров по урегулированию молдо-приднестровского конфликта в формате «5+2» (ПМР и Молдова – стороны конфликта; Россия и Украина – посредники и гаранты; ОБСЕ – посредник; США и ЕС – наблюдатели) стали подводить не послы России или Украины, а дипломаты ОБСЕ.
В-третьих, участники переговоров в формате «5+2» обрели равные права. Это значит, что раньше США и ЕС не имели формального права вносить планы урегулирования. Теперь они такое право получили. Ясно, что Брюссель и Вашингтон вряд ли внесут что-либо в интересах Приднестровья…
В-четвёртых, Кишинёву «слили» данные о приднестровских предприятиях и фирмах, ведущих внешнеэкономическую деятельность. На те из них, которые эту деятельность вели без разрешения официального Кишинёва, обрушились всевозможные санкции.
В-пятых, новый президент ПМР Евгений Шевчук отозвал внесённый его предшественником Игорем Смирновым законопроект об основных принципах переговорного процесса с Республикой Молдова. Проект определял грани, за которые в компромиссах с Молдовой Приднестровье не могло отступать. Отзыв должен был, скорее всего, дать возможность команде Шевчука отойти от идеи приднестровской независимости и принять в целом условия Кишинёва – статус автономии в составе Молдовы.
(Надо отметить, что данный закон в первом чтении был принят в 2016 году нынешним составом Верховного Совета, избранным 29 ноября 2015 года. Как можно понять, это не вызывает радости у президента Шевчука и его окружения).
В-шестых, вскоре после прихода Шевчука была отменена пошлина в размере 100%, введённая при Смирнове на товары, ввозимые в ПМР из Молдовы. Кишинёв не поспешил ответить чем-то подобным.
И что в итоге? Уже осенью 2012 года президент Шевчук вынужден был заявить, что Кишинёв не сделал в ответ практически ни одной мало-мальски серьёзной уступки.
Запад встревожен: позиции президента Шевчука слабеют!
Так рухнула и провалилась тактика «малых шагов», которая напоминала стратегию большой капитуляции. Происходившее позволило некоторым экспертам сравнивать Евгения Шевчука с Михаилом Горбачёвым, сдавшим позиции СССР Соединённым Штатам и НАТО, а Нину Штански – с Раисой Горбачёвой, желавшей в силу своих непомерных амбиций вершить дела страны вместе со своим мужем.
Сейчас, когда до формального начала президентской гонки в ПМР осталось два месяца, можно констатировать: итог правления Шевчука – это разрушенная экономика; выведенные из Приднестровья через фирмы-посредники, созданные при крупных государственных предприятиях, валютные ресурсы. Также это обнищавшая социальная сфера и ослабленные в результате односторонних уступок внешнеполитические позиции республики на Днестре.
27 апреля 2016 года в своём Постановлении Верховный Совет ПМР фактически осудил односторонние уступки в виде «малых шагов». Стало ясно, что в Приднестровье начал складываться блок всех патриотических сил, которые намерены восстановить нормальную жизнь внутри ПМР и отстаивать её независимость и союз с Россией. То есть возникла реальная возможность поражения Шевчука на выборах 11 декабря. Это объективно ставит интересы Запада на юго-западе бывшего СССР под угрозу.
Почему Шевчук?
Как и в большом Советском Союзе, в маленьком Приднестровье Западу нужен президент, который по своей некомпетентности или в силу злого умысла под диктовку Вашингтона и Брюсселя развалит государство, что позволит «слить» ПМР в Молдову, подписавшую соглашения с Евросоюзом об ассоциации и о зоне торговли. Окажись Приднестровье в сфере влияния Запада и Румынии, всякое российское присутствие (военное, экономическое, политическое и пр.) будет довольно быстро вытеснено с обоих берегов Днестра.
С этой точки зрения провальные результаты правления Шевчука в Приднестровье западников устраивают. В самом деле, они включили мирным путём в орбиту своего влияния Молдову. С помощью силовой смены власти устранили позиции Москвы в Киеве. Остаётся Приднестровье, мешающее, наряду с Белоруссией, замкнуть вокруг России враждебную дугу из бывших союзных республик.
Поскольку ПМР пользуется мощной поддержкой России (наличие войскового прикрытия, поставки фактически бесплатного газа, гуманитарные надбавки пенсионерам и т.д.), запас прочности перед внешним давлением у Приднестровья относительно высок. Начинать войну с целью силовой ликвидации Приднестровского государства – тоже спорное решение. Неизвестно, чем такая авантюра может закончиться. А вот привести к власти или просто поддержать «приднестровского Горбачёва» с его окружением – это эффективный способ вывести из строя неугодное государство путём развала руками руководителей этого самого государства.
В течение первого срока президентства Шевчука ПМР оказалась ослабленной до критического уровня, но не рухнула. Значит, логично поддержать действующего президента Приднестровья и сделать то, что можно, для его прохождения на второй срок.
Держать нейтралитет западники не могут – им уже известно, что если 11 декабря победит кандидат от патриотических сил, и «чёрная пятилетка» завершится, то многие «малые шаги» будут пересмотрены, а то и отменены. При этом начнётся ежедневная черновая работа по восстановлению экономики, финансов и социальной сферы, а отношения с Россией будут серьёзно укреплены.
Вот пример: к началу президентства Е.Шевчука доля России во внешнеторговом обороте ПМР составляла около 50%. Сейчас – 7-8% (в разных источниках цифры разнятся). Комментарии излишни.
Таким образом, не подлежит сомнению: на предстоящих президентских выборах в Приднестровье Запад будет поддерживать в той или иной форме Евгения Шевчука. Это – самая приемлемая для США и ЕС кандидатура из всех приднестровских политиков.
Декабрь-2016, как момент истины
Ещё несколько лет назад тогдашний президент Молдовы Владимир Воронин, как сообщали СМИ, рекомендовал поддерживать тогдашнего председателя Верховного Совета ПМР Евгения Шевчука. Вот аргументы руководителя Молдовы: «Спикер парламента Приднестровья не обладает сильными лидерскими качествами, однако он мог быть лучшим в качестве «переходного» лидера». Эти слова Воронина тогда здорово нашумели…
Ясное дело, под «переходом» тут может пониматься только переход от независимого Приднестровья к подконтрольному Приднестровскому региону Молдовы, которая сегодня находится в орбите влияния Запада.
В ночь с 11 на 12 декабря станет ясно, кто выиграл партию на приднестровской шахматной доске – Запад или Россия. Или всё останется, как есть, и тогда Россия может потерять ещё один опорный пункт своего влияния в Восточной Европе, или длящаяся с 2012 года «горбачёвщина по-приднестровски» потерпит полный крах.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: