Китайский вояж Путина реанимирует проект порта-хаба в Крыму
Симферополь, Май 20 (Навигатор, Астра Языка) – Визит президента РФ Владимира Путина в Китай реанимирует планы по строительству порта-хаба на территории Сакского района Крыма. Официально никаких документов по этому поводу к подписанию не заявлено, но российская сторона может в переговорах намекнуть на готовность переформатировать украино-китайские договоренности в российско-китайские.
Подпишитесь на новости «Навигатор – Крым» в Facebook или Вконтакте
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
Подписанный в декабре прошлого года в Пекине украинским президентом Виктором Януковичем меморандум о строительстве на территории Сакского района глубоководного морского порта подразумевал реализацию масштабного проекта «Порт Крым». Из небольшого озера Богайлы, площадью менее 1 кв км, планировалось сделать глубоководную гавань с 9 км каналом в море с фарватером в 25 метров глубиной. Вокруг на территории 3 тыс га должен был разместиться индустриальный парк из припортовых заводов для сборки продукции китайского машиностроения, которая морским путем поставлялась бы в ЕС. Параллельно планировалось передать под китайские инвестиции 160 тыс га крымской пашни под выращивание 8 млн т в год пшеницы и кукурузы, которые также по морю поставлялись бы в Поднебесную. Общий объем перевалки должен был достичь 140 млн т грузов в год.
Но главным элементом создания трансконтинентального плеча являлся мост через Керченский пролив, способный соединить в единый транспортный шелковый узел путь китайских товаров в Европу.
О реанимации закрепленных меморандумом планов, но уже для российского Крыма, заговорили после того, как появилась информации об участи китайских инвесторов в строительстве транспортного перехода Крым – Кубань. Газета «Коммерсант» со ссылкой на источники, близкие к Минтрансу и «Автодору», сообщила о том, что к строительству моста через Керченский пролив стоимостью $3 млрд могут быть привлечены китайские строительная госкомпания и частный инвестиционный фонд, а часть проекта будет проинвестирована в юанях. При этом источники издания предполагали, что меморандум может быть подписан во время визита Владимира Путина в Китай во второй половине мая. Предполагается, что участие в финансировании проекта примет частный China International Fund Ltd (CIF), а строительством займется государственная China Railway Construction Corporation (CRCC).
Однако после ввода санкций со стороны ЕС и США участие китайских инвестиций из прямых разговоров перешли в косвенные. Хотя российские эксперты считают, что Китаю санкции за участие в крымских проектах не грозят, поскольку в этом случае США и ЕС пострадают больше. Кроме того, КНР занимает нейтральную позицию по отношению к воссоединению Крыма с РФ, и готова поддержать российские проекты в назидание Вашингтону. Но самым значительным аргументом в пользу участия китайских инвестиций в строительстве как Керченского транспортного перехода, так и глубоководного порта в Крыму, является совместный проект России и Китая по строительству конкурента Панамскому каналу – канала в Никарагуа.
Китай уже получил у руководства Никарагуа концессию на 100 лет на строительство и эксплуатацию канала длинной в 19 км, который будет проходить по реке Сан-Хуан и пресному озеру Никарагуа. Начало строительства планируется на декабрь этого года, объем инвестиций – более $40 млрд.
И Россия, и Китай готовятся к серьезной геополитической схватке с США за строительство водной магистрали, соединяющий Тихий и Атлантический океаны в обход контролируемого Вашингтоном Панамского канала. Для пресечения попыток США вмешаться в ход строительства, Никарагуа разрешило российским военным кораблям и самолетам посещать страну и патрулировать территориальные воды Никарагуа в Карибском море и в Тихом океане.
Параллель между строительством канала в Никарагуа и крупным портом-хабом в Крыму проводил прежний глава Совмина республики Анатолий Могилев как доказательство серьезных намерений китайской компании BICIM.
«Компания, с которой идут переговоры о строительстве глубоководного порта, в настоящий момент занята строительством канала, параллельного Панамскому», – подчеркивал Могилев на заседании Совмина в декабре сразу после подписания меморандума с КНР. При этом главным докладчиком по проекту выступал тогда еще вице-премьер, а ныне уже первый вице-премьер Крыма Рустам Темиргалиев. В пользу строительства он привел данные товарооборота между Китаем и странами ЕС, который превысил $1,1 трлн, и ежегодно объем торговли растет на 10%. В связи с этим КНР ищет варианты строительства порта-хаба.
Озеро Богайлы на западном берегу Крыма, по словам Темиргалиева, соответствует целому ряду критериев заданного поиска. Во-первых, мягкий илистый грунт не требует значительных затрат на дноуглубительные работы – лечебную грязь и ил просто вывезут.
Во-вторых, сроки таких работ, при современных технологиях, не превысят одного года. И, в третьих, рядом находятся 3 тыс га свободной пашни, достаточных для строительства припортовых заводов, и пролегают железнодорожные пути, необходимые для соединения Керчи с Западным Крымом.
Недавно Темиргалиев обрисовал на своей странице в фейсбуке дальнейшие перспективы развития транспортной отрасли Крыма. О строительстве порта-хаба вице-премьер не обмолвился, но, по его словам, из Керчи будет построена новая железнодорожная ветка в Симферополь, построена транспортная магистраль, а грузовые порты Евпатории и Феодосии уступят место пассажирским. И главным элементом обновления выступит мост через Керченский пролив. Пусть косвенно, но это подтверждает наличие планов по строительству нового глубоководного порта на Западном побережье.
Добавим, что на портовой теме акцентировал министр РФ по делам Крыма Олег Савельев во время своей поездки в республику. На пресс-конференции в Симферополе министр с сомнением высказывался о создании в Крыму игорной зоны, заявлял о неосведомленности относительно слияния «Черноморнефтегаза» с «Газпромом», но, тем не менее, охотно рассуждал о перспективах развития морских портов, благодаря особой экономической зоне «свободный порт» по аналогии с китайским Далянем. Также Савельев указывал на то, что самым активным инвестором в Крым будет азиатский регион.
В Крыму прямо говорить о перспективах строительства порта в Сакском районе никто не хочет. Еще свежи в памяти протесты экологов и общественности, доказывающих, что дноуглубительные работы на Западном побережье полуострова ставят под угрозу курорты от Севастополя до Донузлава. Детская здравница Евпатория, и без того теряющая пляжи из-за добычи песка в Донузлаве, может навсегда распрощаться с остатками прибрежной полосы: морское течение будет слизывать песок с берега и нести его в канал. Строительство глубокой акватории неизбежно изменит береговую полосу, а поселок Фрунзе возле озера Богайлы целиком попадает под портовую инфраструктуру. Сейчас накануне выборов в Госсовет Крыма, которые пройдут 14 сентября, на публичное педалирование проекта можно решиться лишь в том случае, если результаты курортного сезона докажут перспективность промышленного освоения берега взамен рекреационной составляющей. Но даже в этом случае убедить евпаторийцев сменить белые халаты работников здравниц на робу портовиков будет весьма проблематично.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: