Парламентские выборы в Молдове. Избирателей Приднестровья игнорируют все
Остается неделя до выборов в парламент РМ. Часть жителей Приднестровья наверняка примет участие в голосовании – например, во втором туре президентских выборов в Молдове в конце 2020 года проголосовали более 31,7 тысяч приднестровцев с молдавским гражданством, перекрыв экспертные прогнозы по явке.
В избирательном бюллетене – 23 конкурента. Что предлагают кандидаты приднестровцам и предлагают ли вообще? Есть ли свежие идеи относительно политического урегулирования на Днестре? О том, насколько приднестровская тема интересна молдавским партиям, идущим на выборы, «ПолитНавигатор» спросил у экспертов.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
Александр Кориненко, политолог:
Хочу отметить, что «приднестровская карта» на этих выборах вообще не разыгрывалась, – было несколько традиционных высказываний правых политиков о необходимости вывода российских войск из региона, и этим тема Приднестровья на выборах ограничилась.
Избирательная кампания проходила относительно вяло. На мой взгляд, сами лидеры ведущих партий не верят, что будущий парламент проработает долго, а на самих выборах будут какие-то сюрпризы.
Безусловно, пропрезидентские силы заинтересованы в том, чтобы явка жителей Приднестровья была как можно ниже. Приднестровцы на молдавских выборах традиционно поддерживают левые силы. Партия PAS и симпатизирующие ей НПО предприняли несколько шагов, чтобы ограничить приезд избирателей с левого берега: организация Promo-Lex перед избирательной кампанией презентовала доклад о нарушениях прав человека в Приднестровье, а бывший глава Конституционного суда Александр Тэнэсе на радиостанции Europa Libera призвал лишить жителей «оккупированных территорий» права голоса. На большее, кроме заявления, пока президентская команда не решается.
Отдельного внимания удостоилась выходка унионистской партии AUR, представители которой попытались прорваться в Приднестровье якобы для ведения агитации «Унири» среди жителей Рыбницы и Тирасполя. Думаю, что это провокация имела целью разведку боем и что во время самого голосования 11 июля возможны более масштабные провокации, чтобы запугать жителей Приднестровья и не допустить их к избирательным урнам.
Примечательно, что левые партии четко не отреагировали на эти события. К сожалению, тираспольским властям, возможно, придется самим пытаться обеспечить безопасность и право на реализацию голоса местных жителей на выборах в молдавский парламент.
На эти выборы ни одна из политических сил не представила свое четкое видение урегулирования конфликта на Днестре. Блок коммунистов и социалистов и PAS остались на тех позициях по урегулированию, которые у них были наработаны раньше, а у других партий этих позиций и не было. Почему так произошло? Все просто. У жителей Молдовы нет интереса к этой проблеме. Нас интересуют сейчас проблемы бедности, безработицы, ситуация с пандемией, открытие границ и т.д. Уверен, что приднестровская тема не входит даже в десятку главных забот обычной молдавской семьи. Даже во время электоральных дебатов я не заметил, чтобы тема Приднестровья обсуждалась политиками.
Анатолий Дирун, научный руководитель Тираспольской школы политических исследований:
Ни одна из политических партий, участвующая в досрочных выборах в парламент РМ, не посвятила Приднестровью в своей предвыборной программе какого-либо специального раздела.
Социалисты, которые традиционно получают большинство от избирателей из Приднестровья, не проводили отдельных мероприятий. Ставка сделана на полевую, штабную работу по мобилизации большего количества своих сторонников на выборах. Для представителей блока коммунистов и социалистов важно, чтобы число участвующих в выборах избирателей из Приднестровья было не меньше 30 тысяч, т.е. уровня президентских выборов в прошлом году.
Как минимум, одна партия – платформа «Гражданский конгресс» – заявила, что включила в свои предвыборные списки представителей Приднестровья.
Пропрезидентской партии PAS, по всей видимости, удалось с помощью европейских и американских партнеров донести до крупного бизнеса Приднестровья мысль о том, что не стоит проявлять ненужную активность, как это происходило в поддержку «независимых» кандидатов, связанных с Демпартией, на предыдущих парламентских выборах. Во всяком случае, за неделю до выборов не просматривается никакой активности в Тирасполе по этому вопросу.
Открытым остается вопрос о перспективах и динамике отношений между Тирасполем и Кишиневом после выборов. Имея большие шансы получить большинство в парламенте, партия PAS на практике столкнется со сложностями переговорного процесса. И от того, какой курс выберет новое правительство, будет зависеть и активность в решении старых проблем между сторонами конфликта.
Игорь Шорников, директор Института социально-политических исследований и регионального развития:
Накал политической борьбы в Молдове не может оставаться незамеченным в Приднестровье, тем более что ставки на молдавских выборах все время растут. К примеру, президентский пост в Молдове хоть и считался скорее символом, чем реальным властным инструментом, так и выборы 2020 года стали своего рода символом грядущих перемен. А сейчас мы находимся уже на пороге масштабных трансформаций, которые способны затронуть весь наш регион, а не только Молдову. Поэтому интерес приднестровцев к молдавским внутриполитическим процессам сейчас может только возрасти.
Да, приднестровцев продолжают запугивать прорумынскими радикалами, которые будут препятствовать проезду избирателей к участкам на молдавской территории, молдавские власти не позволяют открыть более удобные для приднестровцев участки для голосования, особо ретивые политики призывают и вовсе лишить их права участвовать в молдавском избирательном процессе.
И все же велика вероятность, что 11 июня к избирательным участкам снова придут проголосовать больше 30 тысяч приднестровцев. А может быть, даже будет побит исторический максимум 2019 года, когда проголосовать смогли порядка 37 тысяч приднестровцев. В общем числе молдавских избирателей это не столь значительная цифра, но в условиях, когда каждый процент может стать решающим для определения будущего политического режима в Молдове, вопрос об участии приднестровцев в выборах не может не волновать основных политических конкурентов.
Что касается приднестровской тематики в программах молдавских партий, то здесь все предсказуемо. Никаких обещаний приднестровцам никто давать не собирается. В политическом классе Молдовы с 2005 года царит завидное единодушие: Приднестровье должно быть в составе РМ с полномочиями чуть меньшими, чем у Гагаузской автономии. Правые и левые отличаются только в подходах к урегулированию.
Одни апеллируют к Москве, которая якобы должна помочь в «реинтеграции» Приднестровья в обмен на пророссийский курс Кишинева. А другие, напротив, делают ставку на выдавливание России из региона, которая своим присутствием стабилизирует ситуацию и не позволяет оказывать давление на Тирасполь.
В обоих случаях вести с приднестровскими избирателями прямой диалог по вопросам будущих подходов к урегулированию молдавские партии не могут. Им просто нечего им предложить. Даже относительно новые политформирования в Молдове уклоняются от прямых ответов, что они могли бы сделать на приднестровском треке.
На самом деле у Кишинева уже есть целый арсенал средств для оказания давления на Тирасполь невоенными способами. Это транспортная, экономическая, энергетическая блокада. До сих пор Кишинев не обладал достаточной политической волей для включения инструментов давления. Но там, похоже, уже готовятся их применить.
В случае консолидации власти в Молдове в одних руках (а к этому все идет), политическая воля обязательно появится. Как бы цинично это ни звучало, но для Тирасполя существует только один удовлетворительный сценарий исхода молдавских выборов – продолжение внутриполитической нестабильности в РМ.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: