Лукашенко перешел дорогу России и Китаю
Белорусские контрсанкции умеют удивлять. Недавно, например, запретили продажу в республике автомобилей «Шкода». «Фольксвагену», владеющему чешским брендом, это заметного ущерба не нанесло, зато вынудило закрыть все автосалоны ни в чем ни повинную белорусскую компанию, дилера попавшего под президентский гнев автопроизводителя. Идея с атакой толпами нелегальных мигрантов на Литву тоже еще, несомненно, вылезет боком, но пока проходит. Но вчерашним ответом Меркель Лукашенко превзошел сам себя.
Когда Лукашенко, открывая совещание по противодействию санкциям сказал, что идет война, уже было понятно, что будет жесть и оставалось надеяться, что он хотя бы военное положение не введет, на что недавно намекал. Не ввел. Зато ввел «контрсанкции» против Германии. Может быть, за участие в принятии общеевропейских секторальных санкций, может – за бывшего российского рэпера, а сейчас германского гражданина Дениса Хоффмана, собиравшегося отрезать язык Азаренку, а может – за все сразу. Контрсанкции будут выражаться в ограничении транзита грузов из Германии в Россию и Китай.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
Ну, что тут сказать… Первым, кто от этого пострадает станет Белорусская железная дорога. И это не «Белавиа», которую спас Путин, предоставив новые маршруты, тут новый грузопоток взять неоткуда. Но главная проблема контрсанкций даже не в этом. Грузоперевозки – штука двухсторонняя и имеют отправителя и получателя. И от того, что Лукашенко перекроет транзит, пострадает не только Германия, но и Россия с Китаем. Одним движением он умудрился подложить свинью последним двум крупным странам, которые его до сих пор поддерживали.
В России к этому, по крайней мере на словах, отнеслись с пониманием. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сказал, что Белоруссии очень тяжело, все это – следствие санкций нужна серьезная работа по минимизации последствий. Действительно ли позиция Кремля такова или там просто стараются не выносить на публику свои претензии к Лукашенко – скоро увидим.
А вот Китай точно терпеть не будет. Если для России Белоруссия – партнер по Союзному государству, с которым идут важные и непростые интеграционные процессы и, помимо чисто экономических, в отношениях двух государств есть и другие приоритеты, то для Китая ценность Белоруссии невысока. Основное значение Синеокой для Поднебесной – в обеспечении беспрепятственного транзита грузопотока в Европу и из Европы. Лукашенко может сколько угодно говорить о своей дружбе с Си Цзиньпинем и особых отношениях с Китаем и даже развешивать в белорусских городах вывески на китайском языке (без русского), но для Пекина он не более, чем малозначительный лидер небольшой и небогатой страны, по прихоти географии оказавшейся на пути стратегического транзита в Европу.
Реакцию Си Цзиньпиня на то, что какой-то геополитический карлик угрожает перекрыть «Новый шелковый путь», в который вложены триллионы и который является главным стратегическим проектом Китая можно себе представить. Тут уже даже не важно, будет ли транзит перекрываться на самом деле или все ограничится лишь риторикой. Угроза прозвучала, в Пекине ее услышали, сделали выводы и примут меры. Какие – сказать сложно, но понятно, что вчера Лукашенко получил еще одного, очень сильного и влиятельного врага.
Силы несоизмеримы. Китай – мировая сверхдержава и экономический гигант. Лукашенко – мировой изгой с очень проблемной экономикой. Разница в населении – в 150 раз, разница в ВВП – в 250 раз. До сих пор Китай особо не интересовался Белоруссией. Права человека и прочие подобные материи его во внешней политике никогда особо не интересовали, поэтому отношения складывались неплохо. Торговали, строили заводы и жилье, делали символические подарки вроде стадионов (для Китая это – традиция, их стадионами вся Африка застроена). В общем, Белоруссия не мешала Китаю, а Китай не мешал Лукашенко. Теперь Лукашенко помешал. Ждем реакцию.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: